ОРЛОВСКИЙ ТРАНСПОРТ
Неофициальный сайт общественного транспорта Орла и Орловской области

ОРЁЛ, История маршрутов: Автобус [до 2007г]: ч. 1

>>> История маршрутов: Трамвай, троллейбус

А в т о б у с





Маршруты автобуса№№: 1 - 27;
Рассматриваемый временной период: 1934 - 2007гг.
.

Попробуем проследить историю автобусных маршрутов Орла.
Это, надо заметить, будет сделать не очень легко. Если о истории орловского трамвая (да и троллейбуса), к его столетию, московским исследователем-транспортником С.А.Тарховым был написан фундаментальный труд, то по истории автобуса такого не было. Единственное — в ПАТП есть небольшая брошюра о истории орловского автобуса. Но у автора её нет. Будем пробовать своими силами. Источниками для написания данного раздела будут: вышеупомянутый труд о истории орловского трамвая, где немного упоминают и автобус; адресно-уличные справочники по городу Орлу разных годов издания; карты и различных лет фотографии на автобусную тему. Очень большую помощь окажут газетные статьи разных лет.
Сложность такого исследования - разница между историческим классическим автобусом и автобусами в нынешнем виде, а по сути больше похожие на маршрутки. Что сейчас считать автобусом, а что маршруткой? В Орле эта граница очень размыта. Наверное, поступим так. Под понятием «автобус» опишу только маршруты, где ходили и ходят большие муниципальные автобусы городского автопарка. Ну а потом, отдельно поговорим о коммерческих маршрутах по которым ходят микроавтобусы и автобусы средней вместимости. Да и если тут описывать всё вместе получится очень большой и трудночитаемый список. Думаю меня поймут.
Первые два автобусных маршрута открыты 18 ноября 1934 года. Два маленьких автобуса ГАЗ тогда были приписаны к трамвайному управлению.

********************

Маршрут № 1


18 Ноября 1934 — май 1935
№1 «Вокзал — Монастырка»: Привокзальная — Железнодорожная — Бригадная — Грузовая — Московская — Красный мост — Кооперативная — К.Маркса пл.(Комсомольская) — Володарский пер — Ленинский мост — Ленинская — Садовая, до улицы 2-Коммуны.

Май 1935 — 1936
б/н «Первомайская площадь — Ботаника — Цон»: Красный мост — Кооперативная — К.Маркса пл. — Комсомольская — Кромское ш., до моста на реке Цон. В 1936 году автобусы на некоторое время перекинули на пригородные линии.

1937 — апрель 1941
№1 «Вокзал — Ленинская»: Привокзальная — Московская — Красный мост — Кооперативная — К.Маркса пл. — Володарский пер — Ленинский мост — Ленинская — Горького, предположительно до улицы 2-Коммуны.

Апрель 1941 — октябрь 1941
№1 «Вокзал — Больница им. МОПРа»: Привокзальная — Московская — Красный мост — Кооперативная — К.Маркса пл. — Володарский пер. — Ленинский мост — Ленинская — Горького — Пионерская.

Октябрь 1941 — ноябрь 1945
Автобусного движения в городе нет.

Ноябрь 1945 — ????
б/н «Володарский переулок — Кирпичный завод №8»: Комсомольская улица, до района современной Ботаники. Единственный открывшийся маршрут в послевоенном Орле.

1949 — 1950
№1 «Колхозный рынок — Кирпичный завод №8»: Володарский пер., - Комсомольская, от нынешнего центрального рынка до района современной Ботаники.

1950 — ????
№1 «Вокзал — Ботаника»: Привокзальная — Сталина — Красный мост — Сталина (Гостиная) — К.Маркса пл. — Комсомольская, до района современной Ботаники.

1955 - ????
№1 «Вокзал — Монастырка»: Привокзальная — Сталина — Красный мост — Сталина(Гостиная) — К.Маркса пл. — Володарский пер — Ленинский мост — Ленинская — Победы пл. — Горького, до развилки с улицей 8-Марта (трамвайное кольцо).

1960 - ????
№1 «Вокзал — Завод Приборов»: Привокзальная — Сталина — Красный мост — Сталина(Гостиная) — К.Маркса пл. — Володарский пер. — Ленинский мост — Ленинская — Ленина пл. — Горького — Пионерская(?) - Октябрьская, до района современной улицы Приборостроительной и Андрианова.

1969 — 1972
№1 «Вокзал — Улица Цветаева»: Привокзальная [к вокзалу по Орджоникидзе] — Московская — Красный мост — Московская(Гостиная) — К.Маркса пл. — Володарский пер. — Ленинская — Тургенева - Октябрьская — Приборостроительная — Медицинская — Цветаева.

1972 - 1975
№1 «Вокзал — Улица Цветаева»: Привокзальная [к вокзалу по Орджоникидзе]— Московская — Красный мост — Московская(Гостиная) — К.Маркса пл. — Комсомольская — 1-Посадская — Тургеневский мост — Тургенева — Октябрьская — Приборостроительная — Медицинская — Цветаева. Изменение трассы маршрута. Перевод движения с старого Ленинского моста на новый — Тургеневский.

1975 — начало 1990-х
№1 «Вокзал — Улица Цветаева»: Привокзальная [к вокзалу по Орджоникидзе]— Московская — Красный мост — Московская(Гостиная) — К.Маркса пл. — Комсомольская — 1-Посадская — Тургеневский мост — Брестская [обратно по Тургенева] — Октябрьская — Приборостроительная — Медицинская — Цветаева. Изменение трассы маршрута. Введено одностороннее движение по улицам Тургенева и Брестской.
В начале 1990-х маршрут пропадает на некоторое время.

1996 — 2005
№1 «Автовокзал — Улица Максима Горького»: Комсомольская — К.Маркса пл. — Гостиная — Красный мост — Мира пл. — Московская — Герцена — Октябрьский мост — 60-летия Октября — Горького, до троллейбусного кольца.
Позже маршрут передан не государственному перевозчику с изменением типа подвижного состава и трассы следования.

********************

Маршрут № 2


18 Ноября 1934 — 1935
№2 «Вокзал — Улица Сакко и Ванцетти»: Привокзальная — Привокзальная — Железнодорожная — Бригадная — Грузовая — Московская — Красный мост — Кооперативная — К.Маркса пл.(Комсомольская) — Володарский пер. — Сакко и Ванцетти, до конца улицы, район нынешнего трамвайного депо.

1937 - ????
№2 «Рабочий городок — Кирпичный завод №8»: 2-Курская — Пушкина — Красный мост — Кооперативная — К.Маркса пл. — Комсомольская.

Апрель 1941 — октябрь 1941
№2 «Вокзал — Военный городок»: Привокзальная — Московская — Красный мост — Кооперативная — К.Маркса пл. — Комсомольская, до района Ботаники и нынешнего Рижского переулка.

Октябрь 1941 — ноябрь 1945
Автобусного движения в городе нет.

1949 — август 1950
№2 «Колхозный рынок — Школа №19»: Володарский пер. — Ленинский мост — Ленинская — Горького, до района современного перекрёстка с улицей Карьерной.

Август 1950 — 1955
№2 «Комсомольская площадь — Улица Пушкина»: Комсомольская - К.Маркса пл. — Сталина (Гостиная) — Красный мост — Пушкинская, до района современного трамвайного кольца.

1955 — ????
№2 «Вокзал — Ботаника — Заводы»: Привокзальная — Сталина — Красный мост — Сталина(Гостиная) — К.Маркса пл. — Комсомольская — Кромское ш, до района нынешнего завода Стройиндустрия и комплекса «МегаГринн».
В часы «пик» до конечной «Заводы»
В меж «пик» до Ботаники.

1960 - ????
№2 «Вокзал — Заводы»: Привокзальная — Сталина — Красный мост — Сталина(Гостиная) — К.Маркса пл. — Комсомольская — Кромское ш, до района нынешнего завода Стройиндустрия и ТМК «Гринн».

1964 - конец 1980-х
№2 «Вокзал — Завод Химмаш»: Привокзальная [к вокзалу по Орджоникидзе] — Московская — Красный мост — Московская(Гостиная) — К.Маркса пл. — Комсомольская — Кромское ш. — Машиностроительная.
Указан по этой трассе на типовой салонной схеме 1985 года.
В середине 80-х практиковалось движение этого маршрута таким образом: В рабочие дни до - завода Химмаш, а в выходные он следовал до Знаменки.

Конец 1980-х — начало 2000-х
№2 «Вокзал — Госплемобъединение»: Орджоникидзе [к вокзалу по Привокзальной] — Московская — Мира пл. — Красный мост — Московская(Гостиная) — К.Маркса пл. — Комсомольская — Кромское ш. — мост на реке Цон — Советская(в п.Знаменка), до выезда из посёлка со стороны области.

1996
Несколько месяцев из-за ремонта моста на реке Цон маршрут был укорочен и имел следующий вид: «Вокзал — Кемпинг Зелёная дубрава».
В начале 2000-х маршрут отменён. Появился позже и передан не государственному перевозчику с изменением типа подвижного состава и трассы следования.

********************

Маршрут № 2
1949 - ????
№2а «Колхозный рынок — Володарский райисполком»: Володарский пер. — Ленинский мост — Ленинская — Полесская площадь — Октябрьская, до района нынешнего завода «Орлэкс».
Вероятно закрыт в 1950-х годах. Информация о маршруте из газетного объявления за 1949 год.

********************

Маршрут № 3


1941
№3 «Первомайская площадь - Улица Пушкина»: по ул. Пушкина. Найден впервые в небольшой брошюрке по истории автобуса хранящейся в ПАТП-1. Проходил по трассе нынешнего трамвая №3 от остановке «сквер Танкистов до кольца на улице Пушкина». На маршруте было 7 промежуточных остановок.

Октябрь 1941 — ноябрь 1945
Автобусного движения в городе нет.

Январь 1950 - ????
№3 «Площадь Ленина — Рабочий городок»: Сталина(Гостиная) — Красный мост — Пушкинская — 1-Курская, до нынешней развилки 1-Курской и Ливенской.

1953 – 1958
№3 «Автостанция — Рабочий городок»: Комсомольская пл. — Комсомольская — К.Маркса пл. — Сталина(Гостиная) — Красный мост — Сталина — Старо-Московская — 1-Курская — Ливенская, до нынешнего элеватора. Небольшое изменение трассы маршрута. Есть упоминание, что в 53 году ездил уже до Комсомольской площади. До площади указан и в адресном справочнике за 1955 год.

1958 – 1971
№3 «Автостанция — Рабочий городок»: Комсомольская пл. — Комсомольская — К.Маркса пл. — Сталина(Гостиная) — Красный мост — Сталина — 3-Курская — Рабочий пер. — 1-Курская — Ливенская, до нынешнего элеватора. Небольшое изменение трассы маршрута.

1971 — 1975
№3 «Наугорское шоссе — Ливенская АЗС»: Наугорское ш. - Лескова — Тургенева — Тургеневский мост — 1-Посадская — Комсомольская — К.Маркса пл. — Московская(Гостиная) — Красный мост — Московская — 3-Курская — Рабочий пер. — 1-Курская — Ливенская, до АЗС в конце улицы.

1975 — начало 1980-х
№3 «Аэропорт — Ливенская АЗС»: Наугорское ш. - Лескова — Тургенева [обратно по ул. Брестская — Полесская] — Тургеневский мост — 1-Посадская — Комсомольская — К.Маркса пл. — Московская(Гостиная) — Красный мост — Московская — 3-Курская — Рабочий пер. — 1-Курская — Ливенская, до АЗС в конце улицы. Информация из газетного объявления «Как проехать в аэропорт Орёл», 1979г.

Начало 1980-х — середина 1990-х
№3 «Машиностроительный институт — ПОПАТ»: Наугорское ш. - Лескова — Тургенева [обратно по ул. Брестская — Полесская] — Тургеневский мост — 1-Посадская — Комсомольская — Розы Люксембург — мост Дружбы Народов — Рабочий пер. — 1-Курская — Ливенская — Ростовская, до нового автобусного парка. Маршрут в данном виде показан на типовой салонной схеме за 1985 год.

С середины 1990-х
№3 «Наугорское шоссе — ПАТП-1»: Наугорское ш. - Лескова — Тургенева [обратно по ул. Брестская — Полесская — генерала Родина, с дальнейшим выездом на шоссе] — Тургеневский мост — 1-Посадская — Комсомольская — Розы Люксембург — мост Дружбы Народов — 5-Августа — 1-Курская — Ливенская — Ростовская. Изменение трассы маршрута. Середина 90-х имеется ввиду 1993 или 1994 год.
В летний период со стороны Наугорского шоссе продлевается на 1 остановку до кладбища.
На 2011 год №3 остаётся самым хорошо работающим автобусным маршрутом. На нём работают последние автобусы Икарус-280 «гармошки» и в автобусах работают кондукторы.

********************

Маршрут № 4


1955 — ????
№4 «Автостанция — Новотроицкий посёлок»: Комсомольская пл. — Комсомольская — Володарский пер. — Ленинский мост — Ленинская — Горького — Тургенева — Октябрьская — Пионерская — Лескова — Наугорское ш., до района нынешнего завода «Научприбор».

1960 — ????
№4 «Карачевское шоссе — Наугорское шоссе»: Карачевское шоссе — Комсомольская — Володарский пер. — Ленинский мост — Ленинская — Горького — Тургенева — Октябрьская — Пионерская — Лескова — Наугорское ш., до района нынешнего кольца возле технического института (Наугорское шоссе, 29). По Карачевскому шоссе до нынешнего кольца в районе дома 90. Маршрут удлинён с обеих сторон.

Долгие годы кардинально не менял трассы следования и конечные пункты.

1972 — 1975
№4 «Карачевское шоссе — Наугорское шоссе»: Карачевское шоссе — Комсомольская — 1-Посадская — Тургеневский мост — Тургенева — Октябрьская — Пионерская — Лескова — Наугорское ш., до района нынешнего кольца возле технического института. Перевод движения с старого Ленинского моста на новый — Тургеневский.

1975 — середина 2000-х
№4 «Карачевское шоссе — Наугорское шоссе»: Карачевское шоссе — Комсомольская — 1-Посадская — Тургеневский мост — Брестская [обратно по Тургенева] — Октябрьская — Пионерская — Лескова — Наугорское ш. Введено одностороннее движение по улицам Тургенева и Брестской.
В летний период со стороны Карачевского шоссе продлевался на 1 остановку до поста ГАИ и дачь.
Маршрут закрыт на некоторое время в 2003 — 2004 годах.

2008 — 04.2011
№4 «909-квартал — Тех. университет»: 909-квартал — безымянный пр. — Саханская [обратно Кромская - Планерная] — Комсомольская — 1-Посадская — Тургеневский мост — Брестская — Полесская [обратно по Тургенева] — Лескова — Наугорское ш.
Закрыт в 2011 году. После маршрут открыт по старой трассе от Карачевского до Наугорского шоссе и обслуживался микроавтобусами.

********************

Маршрут № 4к


1969 — ????
№4к «Володарский переулок — Наугорское шоссе»: Володарский пер. — Ленинский мост — Ленинская — Горького — Тургенева — Октябрьская — Пионерская — Лескова — Наугорское ш., до района нынешнего кольца возле технического института (Наугорское шоссе, 29). Упоминание о нём найдено в газете от 1969 года.

********************

Маршрут № 5


1955 - ????
№5 «Вокзал — Элеватор»: Привокзальная — Московская — Московское ш. — Михалицына — ж/д переезд — мясокомбинат — Л.Толстого — элеватор, до нынешней остановки «Хлебная база №36» на улице Льва Толстого.
Маршрут мог появиться в период с 1950 по 1955 год. Впервые упомянут в адресном справочнике за 1955 год.

1962 — конец 1960-х
№5 «Автостанция — Мясокомбинат»: Комсомольская пл. — Комсомольская — К.Маркса пл. — Московская (Гостиная) — Красный мост — Московская — Московское ш. — Михалицына — ж/д переезд — мясокомбинат — Л.Толстого — элеватор, до нынешней остановки «Хлебная база №36» на улице Льва Толстого. Продлён в период с 1960 по 1962 год со стороны вокзала до автостанции. Впервые упомянут в новом виде в адресном справочнике за 1962 год.

Конец 1960-х — начало 1970-х
№5 «Автовокзал — Мясокомбинат»: Комсомольская — К.Маркса пл. — Московская (Гостиная) — Красный мост — Московская — Московское ш. — Михалицына — ж/д переезд — мясокомбинат — Л.Толстого — элеватор. Продлён от старой автостанции до нового автовокзала.

1974 — конец 1980-х
№5 «Карачевское шоссе — Хлебная база»: Карачевское ш. — Комсомольская — К.Маркса пл. — Московская (Гостиная) — Красный мост — Московская — Московское ш. — Михалицына — ж/д переезд — мясокомбинат — Л.Толстого — Хлебная база.

С конца 1980-х
№5 «Карачевское шоссе — Улица Гайдара»: Карачевсокое ш. — Комсомольская — К.Маркса пл. — Московская (Гостиная) — Красный мост — Московская — Московское ш. — Михалицына — путепровод — мясокомбинат — Л.Толстого — Гайдара. Продлён на одну остановку до нынешнего кольца на улице Гайдара.
В летний период продлевается на одну остановку по Карачевскому шоссе до дачь и бывшего поста ГАИ.

Пятый — один из старых действующих автобусных маршрутов, кардинально не менявших своего направления. Ходит в район мясокомбината и улицы Гайдара уже около шестидесяти лет. И ещё интересен тем, что в течении всех лет действия, маршрут неоднократно прирастал в длине именно с одной стороны.

********************

Маршрут № 6


1955 - 1962?
№6 «Автостанция — дер. Знаменка» (пригородный): Комсомольская пл. — Комсомольская — Кромское ш. — Знаменка, до нынешней остановки «Магазин» в пгт. Знаменка.
Маршрут мог появиться в период с 1950 по 1955 год. Впервые упомянут в адресном справочнике за 1955 год.

1962(?)
№6 «Вокзал — Силикатный завод»: Привокзальная — Московская — Московское ш. — Михалицына — Силикатная, до нынешнего кольца.
По такому маршруту открыт в самом начале 1960-х годов. Впервые упомянут по указанной трассе в адресном справочнике за 1962 год (и только частично, в районе Гипсового комбината). Вероятно это связано с недавним запуском, и было вызвано планами ликвидации Автостанции на Комсомольской площади. Самсиликатный завод пущен в декабре 1955 года и построил жилой посёлок непосредственно возле заводской территории. Предположительно первые годы своей работы не испытывал потребности в транспортном сообщении с городом, по неподтвержлённым данным до 1962 года к посёлку Силикатного завода мог делать заезд маршрут №5, проезжавший на удалении 1 остановки в сторону Щекотихинского элеватора (но таких свидетельств пока не обнаружено).

1969(?) - 1974
№6 «Автовокзал — Силикатный завод»: Комсомольская — К.Маркса — Московская (Гостиная) — Красный мост — Московская — Московское ш. — Михалицына — Силикатная. Продлён с одной стороны до автовокзала. Упомянут по такой трассе в 1969г.

1974-1977
№6 «Посёлок Лужки (ул. Яблочная) — Силикатный завод»: Старое кольцо на перекрёстке Поселковой и Яблочной — Поселковая — Лужковский мост — Городская — Гагарина — Володарский пер. [обратно по 1-Посадской] — К.Маркса — Московская (Гостиная) — Красный мост — Московская — Московское ш. — Михалицына — Силикатная.
Упомянут в Лужки в адресном справочнике за 1974 год, но в справочнике за 1977 году в Лужки уже не идёт.

1977 — май 2010
№6 «Карачевское шоссе — Силикатный завод»: Карачевское ш. — Комсомольская — Розы Люксембург — мост Дружбы Народов — 5-Августа — 3-Курская — Новосильский пер. — Московская — Московское ш. — Михалицына — Силикатная.
В адресном справочнике за 1977 маршрут уже не идёт в Лужки (перенаправлен), его следы теряются в центре города. Установлено, что к 1977 году был отменён маршрут №10 (через мост Дружбы), соответственно предполагается, что трасса маршрута №6 около 1977 года в центре города изменена с пропуском через 3-ю Курскую ул. и мост Дружбы и ул. Розы Люксембург. В такой трассировке маршрут показан на салонной схеме автобусных маршрутов 1985 года.

С мая 2010
№6 «Улица Алроса — Силикатная улица»: Алроса — Мостовая — Карачевское ш. — Комсомольская — Розы Люксембург — мост Дружбы Народов — 5-Августа — 3-Курская — Новосильский пер. — Московская — Московское ш. — Михалицына — Силикатная. Продлён с одной стороны в новый строящийся микрорайон «Зареченский», до дома №7 по ул. Алроса.

********************

Маршрут № 6к


Начало 2000-х
№6к «1-Посадская улица — Силикатный завод»: 1-Посадская — Тургеневский мост — Брестская — Полесская [обратно по Тургенева] — Октябрьская — Болховское ш. — мост — Раздольная — путепровод — Силикатная. Точно существовал в 2003-2005 годах. Открыт и закрыт не далеко от этих дат.

********************

Маршрут № 7


1955 — 1960(?)
№7 «Автостанция — Володарская МТС (пригородный): Комсомольская пл — Комсомольская — К.Маркса пл — Сталина (Гостиная) — Красный мост — Сталина — Московское ш — Симферопольское шоссе, до района нынешнего посёлка Становое на трассе М2. Нынешняя конечная пригородного автобуса 126 «Володарская РТС».

1960(?) - 1961
№7 «Автостанция — Стадион (пригородный): Комсомольская пл. — Комсомольская — Ленина — Тургенева — Огородная слобода — совр. пл. Маршала Жукова
В городском адресном справочнике за 1960-й год указываются автобусные маршруты, но без цифровых номеров, описаны только конечные пункты. Всем маршрутам можно подобрать их цифры, ведь многие ходили без изменений трасс долгие годы, их номера уже были известны, за исключением маршрута «Автостанция — Стадион» (до совр. пл. Маршала Жукова, к открытому в 1961 году Центральному стадиону им. Ленина и Парку культуры и отдыха Победа). Маршрута №7 на Знаменку ещё не указано, таким исключеним получается, что маршрут «Автостанция — Стадион» (от нынешней Комсомольской пл. — через 1-Посадскую — до нового стадиона им.Ленина) имел в тот период №7. Уже в 1961 году маршрут не упоминается среди городских.

1961 - 1964
№7 «Автостанция — Знаменка (пригородный): Комсомольская пл. — Комсомольская — Кромское шоссе — мост через р. Цон — Знаменка
1961
Найдена фотография с автобусом маршрута №7, следующим по мосту через реку Цон в Знаменке. Возможно он был открыт в Заводском районе по новой трассе в усиление обслуживания Южной промзоны через пущенный в 1961 году завод Химтекстильмаш (по крайней мере уже в 1964 году существовала автобусная дорога от завода Химтекстильмаш к Кромскому шоссе в районе ресторана Цон, обеспечивающая проезд со Знаменки через Химтекстильмаш транзитом, который тогда ещё не обслуживался трамваем, пущенным только в 1978 году).
До 1961 года на Знаменку ходил автобусный маршурт №13, видимо в 1961 году переданный в городские и перенумерованный в №7.
В справочнике за 1962 год, маршрута Автостанция - Стадион уже нет.
В 1964 году найдено упоминание в газете, что до Знаменки можно доехать из Орла автобусным маршрутом №7. Отталкиваясь от этого объявления предполагаем, что конечной была Автостанция на Комсомольской площади, от которой маршрут перезапустили в другую сторону (на Знаменку).
После закрытия в 1964 году Автостанции на Комсомольской пл. и перенаправления всех пригородных маршрутов на Автовокзал, маршрут №7 удлинён в Советский район к новой Горбольнице им. Семашко (открыта в 1964 году).

1964 - 1971
№7 «Больница им. Семашко — Знаменка»: Медицинская — Приборостроительная — Октябрьская — Тургенева(?) — Горького — Ленина пл. — Ленинская — Ленинский мост — Володарский пер. — Комсомольская — Кромское ш. — Знаменка, до нынешней остановки «Знаменка» в посёлке, вторая конечная на Медицинской ул., у главного входа в больницу им. Семашко.

1971
№7 «Больница им. Семашко — Знаменка»: Медицинская - Приборостроительная — Октябрьская — Пионерская — Лескова — Тургенева — Тургеневский мост — 1-Посадская — Комсомольская — Кромское ш. — Знаменка, до нынешней остановки «Знаменка» в посёлке. Изменение трассы маршрута, перевод движения с старого Ленинского моста на новый — Тургеневский.

1974 — конец 1980- гг.
№7 «Ул. Цветаева — Знаменка»: Цветаева - Интернатная — Медицинская — Ломоносова — Октябрьская — Тургенева [обратно по Брестской] — Тургеневский мост — 1-Посадская — Комсомольская — Кромское ш. — п. Знаменка — Советская. Изменение трассы маршрута: продлён с одной стороны до ул. Цветаева и пернаправлен с Приборостроительной на ул. Ломоносова для снижения дублирования с пущенными троллейбусными маршрутами №3 и 4.

1975
№7 «ул. Цветаева — Знаменка»: Цветаева - Интернатная - Медицинская - Ломоносова — Октябрьская — Тургенева [обратно по Брестской] — Тургеневский мост — 1-Посадская — Комсомольская — Кромское ш. — п. Знаменка — Советская, до нынешней остановки «Знаменка» в посёлке. Изменение трассы маршрута. Введено одностороннее движение по улицам Тургенева и Брестской.

Конец 1980-х — декабрь 2008
№7 «Улица Цветаева — Госплемобъединение»: Интернатная — Матвеева — Ломоносова — Октябрьская — Тургенева [обратно по Брестской] — Тургеневский мост — 1-Посадская — Комсомольская — Кромское ш. — Знаменка — Советская. Изменение трассы маршрута. Маршрут продлён на Знаменке до Госплемобъединения "Орловское" (основано в 1972 году).

1996
Несколько месяцев из-за ремонта моста на реке Цон маршрут был изменён в этом районе и выглядел следующим образом: — Игнатова — Матвеева — Ломоносова — Октябрьская — Тургенева [обратно по Брестской] — Тургеневский мост — 1-Посадская — Комсомольская — Кромское ш. — Высоковольтная — Ипподром — объездная дорога — Знаменка — Школьный пер. — Советская, до конечной Госплемобъединение.

С декабря 2008
№7 «Улица Цветаева — 909-квартал»: Игнатова — Матвеева — Приборостроительная — Октябрьская — Тургенева [обратно по Брестской] — Тургеневский мост — 1-Посадская — Комсомольская — Кромское ш. Маршрут укорочен.

Однако, в летний дачный сезон 2009 года автобусы снова стали ездить - до Знаменки.
В зимний сезон 2009-2010 - до завода Живмаш.
В дачный сезон 2010 года - до Знаменки.
В зимний сезон 2010-2011 - до завода Живмаш.

С 2010
№7 «Улица Цветаева — Завод Живмаш»: Игнатова — Матвеева — Приборостроительная — Октябрьская — Тургенева [обратно по Брестской] — Тургеневский мост — 1-Посадская — Комсомольская — Кромское ш. Маршрут укорочен.
В советские годы был одним из значимых и напряжённых маршрутов Орла, проходивший по большей части города и соединяющий его с крупным пригородным посёлком Знаменка-Орловская. Проходил мимо множества крупных заводов в черте города. Пережил большие отмены маршрутов в середине 2000-х. Но к 2011 году на нём остался один большой автобус, который почти всегда пустой совершает несколько рейсов в день.

********************

Маршрут № 7к


1975 - 1978
№7к «Завод Дормаш — Знаменка»: Кромское ш. — п. Знаменка — Советская, до нынешней остановки «Знаменка» в посёлке. Упоминание найдено в газете.

********************

Маршрут № 8


1955 — ????
№8 «Площадь Победы — Биофабрика» (пригородный): Горького — Пионерская — Наугорское ш. — аэропорт — Никуличи — Биофабрика. До района нынешнего посёлка при психиатрической больнице. Конечная нынешнего пригородного автобуса №114.

Начало 1960-х - 1964 (?)
№8 «Автостанция — Прокуровка»: Комсомольская пл. — Комсомольская — К.Маркса пл. — Сталина (Гостиная) — Красный мост — Сталина — Московское ш.

1964 (?) - 11.1965
№8 «Комсомольская площадь — Микрорайон»: Комсомольская пл. — Комсомольская — К.Маркса пл. — Московская (Гостиная) — Красный мост — Московская — Московское ш.
Продлён до района троллейбусного депо, где в 1962 году сдали первые жилые дома Микрорайона (в пер. Матроса Силякова). Конечная в городе перименована в Комсомольскую пл. после закрытия в 1964 году пригородной Автостанции.

11.1965 — 1974
№8 «Комсомольская площадь — СПЗ»: Комсомольская пл. — Комсомольская — К.Маркса пл. — Московская (Гостиная) — Красный мост — Московская — Московское ш. - Металлургов - Раздольная.

1974 — 1987
№8 «Комсомольская площадь — Мотель Шипка»: Комсомольская пл. — Комсомольская — К.Маркса пл. — Московская (Гостиная) — Красный мост — Московская — Московское ш.
В 1970 году на северной окраине Орла открыт мотель для автотуристов "Шипка", в 1974 году автобусный маршрут №8 перенаправлен на новую конечную до ныне не существующего кольца у нового гипермаркета по Московскому шоссе, д. 175, построенному на месте снесённого мотеля "Шипка". В этот же год по прежней трассе от Комсомольской пл. до СПЗ открыт автобусный маршрут №13.

1987 — 2004
№8 «Комсомольская площадь — Мотель Шипка»: Комсомольская пл. — Комсомольская — К.Маркса пл. — Московская (Гостиная) — Красный мост — Московская — Московское ш.[обратно через улицы Металлургов — Космонавтов — Бурова]. Автобусы в одну сторону стали заезжать в микрорайон Звездный через открытую в этом же году ул. Космонавтов.

2004 — ноябрь 2008
№8 «Автовокзал — Булгаково»: Комсомольская — К.Маркса пл. — Гостиная — Красный мост — Мира пл. — Московская — Московское ш.[обратно через улицы Рощинская — Раздольная — Металлургов — Космонавтов — Бурова]. Продлён в обе стороны.

С ноября 2008
№8 «909-квартал — Булгаково»: безымянный пр. — Саханская [обратно по Кромской и Планерной] — Комсомольская — К.Маркса пл. — Гостиная — Красный мост — Мира пл. — Московская — Московское ш.[обратно через улицы Рощинская — Раздольная — Металлургов — Космонавтов — Бурова]. Продлён в одну сторону.

********************

Маршрут № 8к


1975 — 2004
№8к «Гостиница Орёл — Мотель Шипка»: Московская[к гостинице подъезжал по пер. Новосильскому и ул. Пушкина] — Московское ш.

2004 — конец 2006
№8к «Гостиница Орёл — Булгаково»: Московская[к гостинице подъезжал по пер. Новосильскому и ул. Пушкина] — Московское ш.

********************

Маршрут № 9



1955 — ????
№9 «Горсад — Мезенка» (пригородный): Горсад — Пионерская(?) — Октябрьская — Болховское ш. — Мезенка, предположительно до нынешнего кольца городских маршруток в посёлке Плещеево или чуть дальше.

1960 — 1962
№9 «Центральный рынок — Лужки» (берег реки Оки): Володарский пер. — Комсомольская — 1-Посадская — Гагарина [к рынку напрямую Гагарина — Володарский] — Городская (берег реки Оки),

1962 — 1968
№9 «Карачевское шоссе — Лужки» (берег реки Оки): Карачевское ш. — Васильевская — Колхозная — 1-Пушкарная — 1-Посадская — Гагарина [обратно по Гагарина — Володарскому пер. - Сакко и Ванцетти пер. - 1-Пушкарная] — Городская (берег реки Оки).

1968 — 1978 (?)
№9 «Центральный рынок — Лужки» (ул. Яблочная): Володарский пер. — Комсомольская — 1-я Посадская — Гагарина [к рынку напрямую Гагарина — Володарский] — Городская — Лужковский мост — Поселковая, до кольца в Лужках на перекрёстке улиц Поселковая и Яблочная.

1978 (?) — 1998
№9 «Володарский переулок — Станция Лужки»: Володарский пер. — Комсомольская — 1-Посадская — Гагарина [к Володарскому пер. напрямую Гагарина — Володарский] — Городская — Лужковский мост — Поселковая — 6-Орловской дивизии, до нынешнего кольца у ж.д. станции "Лужки-Орловские".
На спутниковых снимках г. Орла видно, что ул. 6-й Орловской дивизии и кольцо у ж.д. станции для разворота автобусов достроили к концу 1976 года. По состоянию на 1977 год вся инфраструктура для продления автобусов к вокзалу уже была готова (в справочнике за 1977 г. - конечная у ул. Яблочной).
На салонной схеме 1985 года в Лужках маршрут указан, как заезжающий не только к конечной "Станция Лужки", но до конца Поселковой ул. с обозначенной дополнительной конечной «Объездная дорога». Физический Поселковая ул. перестала быть тупиковой и выведена на объездную дорогу в 1971-1972 годах. На всех спутниковых снимках периода 1978-1984 годов никакой площадки для разворота физически у перекрёстка Поселковой ул. и объездной дороги не существовало (как не существует и сегодня). Также до 1986 года не существовало никакой жилой застройки между ул. Менделеева и Грибным пер., вплоть до 1987 года она была полем. Единственная правдоподобная версия с обозначенной конечной в 1985 году, что эта конечная "Объездная дорога" являлась межпиковой конечной для открытого в 1981 году завода ЛЖБК "Монолит" (по состоянию на 1978 год активно строился). Таким образом, в период после открытия ж.д. станции Лужки в период с 1978 года и до 1981 года автобусы маршрута №9 в межпик по режнему оборачивались у ул. Яблочной, а в определённые часы заезжали отдельными рейсами к ж.д. станции Лужки (по состоянию и на 1985 год микрорайон ж.д. станции Лужки был ещё не застроен и там было только 2 многоквартирных дома).
В период с 1981 по 1985 годы после пуска ЛЖБК назначена ещё одна "пиковая" конечная "Объездная дорога" возле него, таким образом от ул. Яблочной в пик авобусы следовали до ЛЖБК (а отдеьными рейсами к станции Лужки). Начиная с 1986 года началось активное строительство нового микрорайона возле станции Лужки, после чего все рейсы маршурта №9 окончательно продлены к вокзалу станции Лужки для обслуживания нового микрорайона.
В начале 1990-х гг. после переименования Володарского переулка в Воскресенский маршрутоуказатели также были изменены на "пер. Воскресенский - ст. Лужки".
1977-1978 (?) — 1998

С 1998
№9 «1-Посадская улица — Станция Лужки»: 1-Посадская — Гагарина [к ул. 1-Посадская по: Розы Люксембург — Комсомольская] — Городская — Лужковский мост — Поселковая — 6-Орловской дивизии. Конечную в центре перенесли на новое место, на соседнюю улицу.

Девятый маршрут за всю свою историю кардинально не менял своего направления и ходит в район Лужков уже более пятидесяти лет.

********************

Маршрут № 10


между 1955 и 1959 — 1962
№10 «Центральный рынок — Колхозная улица»: Володарский пер. — Сакко и Ванцетти пер. — 1-Пушкарная
Следовал до перекрёстка Колхозной и 1-Пушкарной, где и разворачивался.
В 1962 году объединён с маршрутом №9 в состав которого включена трасса следования бывшего маршрута №10.
В период с 1962 по 1968 годы признаков работы не установлено. Считаем, что не действовал.
Повторно маршрут №10 упоминается в 1969, как недавно открытый.

1968 - 1971
№10 «Карачевское шоссе — Ливенская АЗС»: Карачевское ш. — Васильевская — Колхозная — 1-Пушкарная — Сакко и Ванцетти пер. — Володарский пер. - Гагарина [обратно по Гагарина — Володарскому пер. - Сакко и Ванцетти пер. - 1-Пушкарная] — Городская — Розы Люксембург — мост Дружды Народов — Рабочий пер. — 1-Курская — Ливенская, до АЗС в конце улицы (Ливенская АЗС открыта в 1964 году).
В 1968 году из-за ввода Лужковского моста изменена схема движения автобусных маршрутов:
- маршрут №9 укорочен до Володарского пер. (из него изъята историческая трасса следования маршрута №10 через 1-ю Пушкарную ул.) и продлён через новый Лужковский мост непосредственно в пос. Лужки (до ул. Яблочной).
- восстановлен маршрут №10, в состав которого включена вся историческая трасса следования через 1-ю Пушкарную улицу и новые удлинения от неё с двух сторон - к Карачевскому шоссе и через мост Дружбы в Железнодорожный район до Ливенской АЗС в усиление автобусного маршрута №3.
Стал первым автобусным маршрутом Орла, проходящим через мост Дружбы народов (мост открыт в декабре 1965 г., первые годы имелись планы пуска через него трамвая и велась укладка пути, поэтому в период с 1965 по 1968 годы через него не ходили никакие автобусные маршруты).
В 1971 году в центральной части маршрута с открытием Тургеневского моста несколько изменена трасса выезда на 1-ю Пушкарную ул. - через подмостную эстакаду Тургеневского моста через 1-ю Посадскую ул.

1971 - до 1977 г.
№10 «Карачевское шоссе — Ливенская АЗС»: Карачевское ш. — Васильевская — Колхозная — 1-Пушкарная — 1-Посадская — Гагарина [обратно по Гагарина — Комсомольская ул. - 1-я Посадская - 1-Пушкарная] — Городская — Розы Люксембург — мост Дружды Народов — Рабочий пер. — 1-Курская — Ливенская
С 1971 года маршрут следовал с 1-й Пушкарной через 1-ю Посадскую улицу.
Указан как действующий в адресном справочнике Орла за 1974 год, но отсутствует в таком же за 1977 год. Отменён в период между 1974 и 1977 годами. Вероятно из-за низкого пассажиропотока автобусы сняты в пользу нового маршрута №14 через открытый в 1977 году Герценский мост.

1985 — середина 2000-х
№10 «Микрорайон — СПЗ»: Металлургов — Раздольная, от троллейбусного депо до кольца у завода.
Показан на салонной схеме 1985 года и более поздних. До этого с 1977 года по той же трассе работал укороченный вариант маршрута №13 по номером 13к. Вероятно в 1985 году №13к был перенумерован в №10 (свободный на тот момент самостоятельный номер) без изменения трассы следования.
Отменён в конце 2004 или в 2005 году. Полностью повторял трассу троллейбуса №9 и пиковых удлинений ряда маршрутов к СПЗ (№13 и №14, возможно после 1985 года уже не практиковавшихся). Вероятно в тот период работал в паре с маршрутом №15 (от конечной Микрорайон в разные стороны, в усиление в "часы-пик" троллейбусов до промзоны).

********************

Маршрут № 11


около 1959 — 1964 г.
№11 «Автостанция — Мебельная фабрика»: Комсомольская пл. (Автостанция) — Комсомольская — К.Маркса пл. — Московская(Гостиная) — Красный мост — Московская — Московское ш. — 1-Тульская — Южный пер.. Юридически конечной маршрута значилась Мебельная ф-ка, однако по спутнкиковому снимку Орла 1964 года видно, что как минимум с 1964 года автобусы делали заезд к пер. Южному (от Мебельной фабрики). Скорее всего с момента своего пуска около 1959 года физически автобусы всегда заезжали к Южному переулку (к переезду) для подвоза рабочих к крупнейшему предприятию Завокзального посёлка - заводу Погрузчиков, основанному даже раньше Мебельной фабрики.

1964 - 1973
№11 «Весёлая слобода — Мебельная фабрика»: Зои Космодемьянской [обратно делал круг по Весёлой, Спортивной, Часовой и пер. Восход] — Тургенева — Горького — Ленина — Ленинский мост — Володарский пер. — К.Маркса пл. — Московская(Гостиная) — Красный мост — Московская — Московское ш. — 1-Тульская — Южный пер. Маршрут передан из пригородных в городские маршруты (вместе с №7). Перенаправлен к Весёлой Слободе.

1971 — 1973
№11 «Весёлая слобода — Завод Ремстанок»: Зои Космодемьянской [обратно делал круг по Весёлой, Спортивной, Часовой и пер. Восход] — Тургенева — Тургеневский мост — 1-Посадская — Комсомольская — К.Маркса пл. — Московская(Гостиная) — Красный мост — Московская — Московское ш. — 1-Тульская — Южный пер. — переезд — Новосильское ш.
Перевод движения с старого Ленинского моста на новый — Тургеневский.

1973 — 1975
№11 «Весёлая слобода — Завод Ремстанок»: Зои Космодемьянской [обратно делал круг по Весёлой, Спортивной, Часовой и пер. Восход] — Тургенева — Тургеневский мост — 1-Посадская — Комсомольская — К.Маркса пл. — Московская(Гостиная) — Красный мост — Московская — Московское ш. — 1-Тульская — Южный пер. — переезд — Новосильское ш.
Продление через переезд от пер. Южного на новую конечную в Новосильской промзоне у завода «Ремстанок».

1975 — 1985
№11 «Весёлая слобода — Завод Ремстанок»: Зои Космодемьянской — Тургенева [обратно по ул. Брестская — Полесская — Лескова] — Тургеневский мост — 1-Посадская — Комсомольская — К.Маркса пл. — Московская(Гостиная) — Красный мост — Московская — Московское ш. — Паровозная — [обратно по пер. Южный и ул. Тульская] — переезд — Новосильское ш.
Введено одностороннее движение в центре Советского района через ул. Брестскую.

1985 — 2003
№11 «Весёлая слобода — Завод Ремстанок»: Зои Космодемьянской — Тургенева [обратно к Весёлой слободе по ул. Брестская — Полесская — Генерала Родина — Часовая — пер. Восход] — Тургеневский мост — 1-Посадская — Комсомольская — К.Маркса пл. — Московская(Гостиная) — Красный мост — Московская — Московское ш. — Паровозная — [обратно по пер. Южный и ул. Тульская] — переезд — Новосильское ш.
Введено одностороннее движение по Выгонке (заезд к пер. Южному стал осуществляться по ул. Паровозной, а выезд через ул. Тульскую).

С 2003
№11 «Весёлая слобода — Спецавтобаза»: Зои Космодемьянской — Тургенева [обратно к Весёлой слободе по ул. Брестская — Полесская — Генерала Родина — Часовая — пер. Восход] — Тургеневский мост — 1-Посадская — Комсомольская — К.Маркса пл. — Московская(Гостиная) — Красный мост — Московская — Московское ш. — Паровозная — [обратно по пер. Южный и ул. Тульская] — переезд — Новосильское ш.
Конечная в Весёлой слободе с годами сместилась от перекрёстка улицы Весёлой и переулка Восход к перекрёстку улицы Генерала Родина и улицы Часовой. Там же находится и по сей день. Конечная «Завод Ремстанок» переименована в «Спецавтобаза».

********************

Маршрут № 12



1964 — 1968
В литературе не обнаружено упоминаний об дате открытия автобусного маршрута №12, однако по данным ГАОО по состоянию на 1964 год в городе Орле автобусы ходили по 12 маршрутам.
Есть основания предполагать, что изначально автобусный маршрут №12 мог быть пущен в 1964 году в паре с продлением маршрута №11 от новой конечной в Весёлой Слободе до больницы Семашко через Октябрьскую улицу (т.е. только по условно северной половине своей трассы). В доказательство этого то, что с 1962 года Завод Приборов вёл активное строительство своего жилого посёлка между ул. Весёлой и совр. Генерала Жадова. Известная с 1968 года трассировка маршрута №12 как раз и связывает Весёлую Слободу и пос. завода Приборов с его промплощадкой и больницей им Семашко за ней. Таким образом, в 1964 году от Весёлой Слободы могли быть пущены в действительности два новых маршрута:
- №11 (для связи жилого посёлка Часового завода в районе пер. Восход с промплощадкой Часового завода),
- №12 (для связи жилого посёлка завода Приборов на Весёлой ул. с его проплощадкой на Октябрьской ул.).

1968 (?) — 1974
№12 «Автовокзал — больница Семашко»: Карачевское ш. — Васильевская — Колхозная — Колхозный мост — Спортивная — Часовая — Восход пер. [обратно по улицам Весёлой и Спортивной] — Зои Космодемьянской — Лескова — Пионерская — Октябрьская — Приборостроительная — Матвеева. Упоминается впервые в газете от 03.1969 года, как недавно открытый (до 13 февраля 1968 года Спортивная ул. не выходила к Колхозному мосту, на участке от Стрелецкой ул. до Часовой ул. участок был пробит). Конечная располагалась непосредственно напротив главного входа в Больницу на ул. Матвеева (между больницей и школой №36).

1974 — вторая половина 1980-х гг.
№12 «Автовокзал — ул. Цветаева»: Карачевское ш. — Васильевская — Колхозная — Колхозный мост — Спортивная — Часовая — Восход пер. [обратно по улицам Весёлой и Спортивной] — Зои Космодемьянской — Лескова — Матвеева — Интернатная — Цветаева.
В Советском районе после соединения ул. Лескова с ул. Матвеева вдоль Троицкого кладбища (1974 г.) пропущен спрямлённой трассой через ул. Лескова мимо кладбища сразу к больнице Семашко, от которой плодлён до новой конечной на ул. Цветаева. По такой трассе показан на салонной схеме автобусов 1985 года.

со второй половины 1980-х гг.
№12 «Автовокзал — Улица Цветаева»: Карачевское ш. — Васильевская — Колхозная — Колхозный мост — Генерала Родина — Часовая — Восход пер. [обратно по улицам Весёлой и Генерала Родина] — Зои Космодемьянской — Лескова — Пионерская — Октябрьская — Интернатная — ул. Цветаева.
Изменение трассы маршрута в Советском районе с возвращением проезда через Октябрьскую ул. и магазин "Орёл", далее до конца Октябрьской ул. с поворотом на Интернатную через Школу милиции (для снижения дублирования с маршрутами троллейбусов на Приборостроительной ул.).

За все годы своего существования координально не менял направлений и конечных пунктов. На отдельных улицах и до настоящего времени не дублируется другими маршрутами. В 2011 году работали 1-2 больших автобуса и несколько микроавтобусов.

********************

Маршрут № 13


до 1961 г.
В 1960-х упоминается в газетных объявлениях в посёлке Знаменка. С очень большой вероятностью был пригородным по маршруту Орёл-Знаменка. Как минимам с 1961 года перенумерован в №7 и передан в городские маршруты.
В самом начале 1970-х годов снова упоминается на южных окраинах Орла. Вероятно в тот период вводился как временный (компенсационный) при работах на трамвайных линиях:
- продления трамвайной линии от з-да "Дормаш" до ул. Машиностроительной (в течение 1967 года),
- переносе трамвайной линии с улиц МОПРа и участка Комсомольской мимо Школы №12 на ул. Гоголя и Карачевское шоссе, продления троллейбусов от Комсомольской пл. до Автовокзала (в течение 1971 года).

1973-1974
№13 «Комсомольская площадь — Улица Горького»: Комсомольская — 1-Посадская — Тургеневский мост — Тургенева — Салтыкова-Щедрина — Пионерская [обратно по Разградской] — Горького
Следовал до 19 школы, где и поныне у перекрёстка с ул. Карьерной сохраняется автобусный разворотный карман. Пущен как компенсационный вместо снятой трамвайной линии в Советский район (к Школе №19 пустили два временных маршрута (тогда свободных по счёту сверху) №13 и 14) и как поддержка пущенного троллейбусного маршрута №6.

1974 — 1977
№13 «Комсомольская площадь — СПЗ»: Комсомольская — К.Маркса пл. — Московская (Гостиная) — Красный мост — Московская — Московское ш. — Металлургов — Раздольная.
Запущен в 1974 году по трассе перенаправленного к мотелю "Шипка" маршрута №8.
Вероятно в 1977 году в качестве эксперимента был разделён на три варианта: обычный, экспрессный и укороченный.

1977 - 1985
Разделён на два маршрута: 13к (короткий) и 13э (экспрессный).

1985 - 1993
№13 «СПЗ — Комсомольская пл.»: Комсомольская — К.Маркса пл. — Московская (Гостиная) — Красный мост — Московская — Московское ш. — Металлургов — Раздольная.
Повторно соединён после отмены эксперимента с экспрессным режимом. В межпиковое время оборачивался в микрорайоне на конечной "д/к Металлургов", а в час "пик" продлялся к СПЗ. В такой трассе обозначен на салонной схеме 1985 года.

1993
№13 «Вокзал — СПЗ»: Московская — Паровозная — Южный пер. — Тульская [обратно без заезда на Выгонку] — Московское ш. — Металлургов — Раздольная. Укороченная до вокзала трассировка. В таком виде указан в справочнике «Весь город Орёл» 1993 год. Работал ли фактически, не известно. Никаких других свидететльств работы этого маршрута пока не обнаружено.
К 1995 году уже не обслуживался.

Середина-конец 1990-х — начало 2000-х
Б/н «Комсомольская площадь — Северный рынок»: Комсомольская — К.Маркса пл. — Гостиная — Красный мост — Мира пл. — Московская — Московское ш. — Рощинская [обратно по улицам Раздольная — Металлургов]. Переведён в режим полуэкспресс. В официальных бумагах значился под №13, но на табличках автобусов номер отсутствовал. Банальные суеверия что ли? Закрыт в начале 2000-х годов.

********************

Маршрут № 13к



1977 — 1985
№13к «Микрорайон - СПЗ»: Металлургов - Раздольная. Упомянут в адресном справочнике за 1977 год. И в газетной статье от 11.03.1977 года (как недавно открытый укороченный маршрут, работающий в "час-пик"). Точные годы эксплуатации не известны: около 1977 - до 1985 года.
Уже не обозначен на салонной схеме 1985 года, вместо него на салонной схеме с такой же трассой слеодования показан автобусный маршрут №10, проработавший до начала 1990-х годов. Таким образом около 1985 года произошла перенумерация 13к в 10.

********************

Маршрут № 13э



1977 — 1985
№13э «Комсомольская площадь - Микрорайон»: Комсомольская — К.Маркса пл. — Московская (Гостиная) — Красный мост — Московская — Московское ш. . В книга А.Иванова (1975 г.) указано, что в Орле намечается открытие экспрессных автобусных маршрутов. В адресном справочнике за 1977 год экспрессный маршрут 13э уже упомянут как действующий, и повторно в газетной статье от 11.03.1977 года (как недавно открытый маршрут - экспресс, работающий в "час-пик" с отдельными остановками). Точные годы эксплуатации не известны. Скорее всего около 1977 года маршрут №13 был разделен на три: Город-Микрорайон (13э в режиме экспресс только с отдельными остановками), укороченный Микрорайон-СПЗ (13к как пиковое продление в промзону) и просто №13 (в межпиковый период). Это разделение было необходимо из-за разного режима работы двух частей маршрута в пиковое и межпиковое время).

Вероятно весь этот эксперимент с разными режимами работы маршрута №13 завершили в 1985 году, когда было закончено расширение троллейбусного депо до 130 машиномест, после чего участок от Автовокзала до СПЗ стал полностью обслуживаться сверхусиленным троллейбусным маршрутом №1 (по ощущениям автора в пик интеревалы движения троллейбусов составляли 2-3 минуты).

********************

Маршрут № 14


1973 - 1975 (?)
№14 «Вокзал — Улица Горького»: Привокзальная [к вокзалу по Орджоникидзе] — Московская — Красный мост — Московская (Гостиная) — К.Маркса пл. — Комсомольская — 1-Посадская — Тургеневский мост — Тургенева — Салтыкова-Щедрина — Пионерская [обратно по Разградской] — Горького, . Открыт как компенсационный автобусный маршрут взамен снятой трамвайной линии. Вместо неё в Советский район пустили два временных компенсационных автобусных маршрута (тогда свободных по счёту сверху) №13 и 14. По мнению December, жившего в этом районе, движение маршрута №13 осуществлялось несколько дальше на Монастырку, ещё на 1 остановку за прежним трамвайным кольцом до 19 школы, где и поныне у перекрёстка с ул. Карьерной сохраняется автобусный разворотный карман). Не нашла пока своего подтверждения версия, что в период между 1973 и 1975 годами маршрут продолжал работать параллельно с троллейбусными №5 и 6 (которые оборачивались на бывшем трамвайном Кольце Монастырка). Предположительно полностью отменён в 15 ноября 1975 года и заменён продлённым до Костомаровки троллейбусным маршрутом №6.

1977 — середина 2000-х
№14 «СПЗ — Улица Цветаева»: Металлургов — Московское ш. — Московская — ул. Герцена — Октябрьский мост — 60-летия Октября — Горького — Пионерская — Октябрьская — Интернатная. Открыт как вместе с перенаправленным троллейбусным маршрутом №5 по Герценскому мосту. На фотографии открытия моста вместе с троллейбусами идут и автобусы Икарус нового машрута №14.
В межпиковое время в микрорайоне оборачивался на конечной "Дворец Металлургов", позже (как минимум с 1993 года) межпиковый оборот продлён на две остановки дальше - "Раздольная улица", а в "часы-пик" продлялся до СПЗ.

После отдан частному перевозчику и переведён на обслуживания микроавтобусами без изменения маршрута.

********************

Маршрут № 15


Впервые обозначен на салонной схеме автобусов в 1985 году по маршруту "Микрорайон-Универмаг".
Такая трасса следования может свидетельствовать только об одном - открыт в первой половине 1981 года как компенсационный на период 3-го ремонта Красного моста (1981 г.). Есть версия, что входил в группу из пяти компенсационных автобусных маршрутов, пущенных на период ремонта Красного моста (1981 г.):
-№15 "Микрорайон-Универмаг",
-№16 "Володарский пер. - ПАТП-1" (но точная трасса следования не установлена),
-№17 "Володарский пер. - Знаменка",
-№18 "Вокзал - Аэропорт",
-№19 "Автовокзал - Весёлая Слобода" (кольцевой).

После 1981 года сохранялся как пиковый, в качестве компенсационного к троллейбусному маршруту №1. На салонной схеме 1985 года подписан, но траса следования на самой схеме уже не обозначена (что свидетельствует о редкой эксплуатации, или оператвином характере назначения как резервного, в паре с троллейбусным маршрутов №2).

1981 - 1987
№15 «Микрорайон — Универмаг»: Универмаг (пл. Мира) — Московская — Московское ш. — Металлургов .

1987 - 2005
№15 «Магазин Чайка — Д/к Металлургов»: Комсомольская пл. — Комсомольская — К.Маркса пл. — Гостиная — Красный мост — Мира пл. — Московская — Московское ш. — Металлургов — Космонавтов [обратно по улицам Космонавтов и Бурова с выходом на шоссе] .
По такой трассе упоминается в газете за 1987 год, а в 1993 году описан в справочнике «Весь город Орёл». Запущен в 1987 году после открытия проезда через Звёздный по ул. Бурова и Космонавтов.
После переведён на обслуживание частному перевозчику с изменением маршрута и вида ПС.

********************

Маршрут № 15к


2000 — 2004-2005гг.
№15к «Магазин Чайка — Администрация Северного района»: Комсомольская пл. — Комсомольская — К.Маркса пл. — Гостиная — Красный мост — Мира пл. — Московская — Московское ш., до перекрёстка с улицей Бурова.

********************

Маршрут № 16 (дачный)



Для маршрута №16 первое упоминание в газете, найдено в объявлении, где давалось пояснение, как проехать на улицу Ливенскую. За этот же год (1981 год) было найдено и ещё одно упоминание в объявлении об изменении движения общественного транспорта в центре города (всвязи с ремонтом Красного моста).
На салонной схеме 1985 года не обозначен (хотя там присутствуют маршруты №17 и 18). Вероятно вскоре после 1981 года передан в пригородные (дачные, сезонные) для обслуживания Озера Светла Жизнь (разворотная площадка у озера открыта летом 1978 года).

1981 (?) г. — до 1985 г. (предположительно)
№16 «Володарский пер. — ПАТП-1»: Володарский пер. — Комсомольская — 1-Посадская — Гагарина [к Володарскому пер. напрямую Гагарина — Володарский] - Розы Люксембург - 5-е Августа - 1-я Курская - ул. Ливенская - ул. Ростовская

После 1981 г. — 1998
№16 «Володарский переулок — Озеро Светлая жизнь»: Володарский пер. — Комсомольская — 1-Посадская — Гагарина [к Володарскому пер. напрямую Гагарина — Володарский] — Городская — Лужковский мост — Поселковая — объездная дорога — озеро.
В 1980-х летом доезжал до озера Светлая Жизнь, а зимой разворачивался в конце Поселковой улицы у завода ЛЖБК (пущен в 1981 г.).

1998 — 2007
№16 «Улица 1-Посадская — Озеро Светлая жизнь»: 1-Посадская — Гагарина [к ул. 1-Посадская по: Розы Люксембург — Комсомольская] — Городская — Лужковский мост — Поселковая — объездная дорога — озеро..

********************

Маршрут № 17


Один из самых загадочных маршрутов, который мало кто помнит и мало кто видел. Упоминания о нём встречалось только в некоторых бумажных материалах.

Начало 1980-х - после 1985 г.
№17 «Знаменка — Володарский переулок»: Знаменка — Советская — мост — Кромское ш. — Комсомольская — Нормандия-Неман — Гагарина — Володарский переулок [обратно по улицам Комсомольская — 1-Посадская — Васильевская — Карачевское ш., выезд на Комсомольскую и далее к Знаменке].
По такой трассе обозначен на салонной схеме автобусных маршрутов 1985 года.

1993 - ????
№17 «Вокзал — Силикатный завод»: Привокзальная — Московская — Московское ш. — Михалицына — Силикатная.
Упомянут в таком виде в адресном справочнике за 1993 год. То что был фактически — под сомнением. Вероятно являлся межпиковой укороченной версией маршрута №6.

1996 - ????
№17 «Магазин Чайка — Силикатный завод»: Комсомольская — К.Маркса пл. — Гостиная — Красный мост — Мира пл. — Московская — Московское ш. — Михалицына — Силикатная.
Упомянут в таком виде на обороте карты города за 1996 год. То что был фактически — под большим сомнением. Возможно если и был, то по варианту 1993 года.
В конце 1990-х маршрута не было. В середине 2000-х отдан частным перевозчикам.

********************

Маршрут № 18


1981 — конец 1980-х
№18 «Аэропорт - Вокзал»: Кромская — Комсомольская — 1-Посадская — Тургеневский мост — Брестская — [обратно по Тургенева] — Октябрьская — Пионерская — Горького — 60-летия Октября — Октябрьский мост — Московская — Орджоникидзе [от вокзала по Привокзальной сразу на Московскую] .

Первое упоминание о маршруте №18 дано в газете в 1981 году. В объявлении давалось пояснение, как проехать к станции Цон. Маршрут связал между собой все три городских района и объединил: аэропорт, автовокзал и ж/д вокзал.

Конец 1980-х — начало 2000-х
№18 «Аэропорт - Вокзал»: Кромская — Комсомольская — 1-Посадская — Тургеневский мост — Брестская — [обратно по Тургенева] — Октябрьская — 60-летия Октября — Октябрьский мост — Московская — Привокзальная [от вокзала по Орджоникидзе на Московскую] .
Небольшое изменение маршрута в центре.

Начало 2000-х — 2004
№18 «Аэропорт - Вокзал»: Кромская — Планерная — 909-квартал — безымянная — Саханская [к аэропорту напрямую по Кромской] — Комсомольская — 1-Посадская — Тургеневский мост — Брестская — [обратно по Тургенева] — Октябрьская — 60-летия Октября — Октябрьский мост — Московская — Привокзальная [от вокзала по Орджоникидзе на Московскую] .
В одном направлении автобусы стали заезжать в 909-квартал, огибая его против часовой стрелки.

2004 — ноябрь 2008
№18 «909-квартал - Вокзал»: безымянная — Саханская [обратно по Кромской — Планерной] — Комсомольская — 1-Посадская — Тургеневский мост — Брестская — [обратно по Тургенева] — Октябрьская — 60-летия Октября — Октябрьский мост — Московская — Привокзальная [от вокзала по Орджоникидзе на Московскую] .
Автобусы перестали заезжать на кольцо у аэропорта.

Ноябрь 2008 — ноябрь 2011
№18 «909-квартал — Магазин Звёздный»: безымянная — Саханская [обратно по Кромской — Планерной] — Комсомольская — 1-Посадская — Тургеневский мост — Брестская — [обратно по Тургенева] — Октябрьская — 60-летия Октября — Октябрьский мост — Московская — Московское ш. — Бурова — Космонавтов [обратно по Космонавтов — Металлургов с выездом на Московское ш.] .
Маршрут значительно продлён в Северный район и стал почти целиком охватывать все 4 района города.
С конца 2011 года больших автобусов на маршруте не видно.

********************


>>> Продолжение

********************


(!) Статья в процессе корректировки

Фотографий на странице: 0