ОРЛОВСКИЙ ТРАНСПОРТ
Неофициальный сайт общественного транспорта Орла и Орловской области

г. ОРЁЛ, История маршрутов: Автобус [до 2007г]

_______________________________________________________________________________________________________________________
18.03.2015г. - Уточнение: маршруты №8 и 2 за 1960-е годы.
25.04.2013г. - Уточнения и дополнения к маршрутам 13,18.
05.02.2013г. - Уточнение: маршрут №8 и 15 уточнение к дате 1987г.

**********************************************************************************************************
**********************************************************************************************************
**********************************************************************************************************

АВТОБУС. (Маршруты №№ 1 - 27; рассматриваемый временной период: 1934 - 2011гг.).
Попробуем проследить историю автобусных маршрутов Орла. Это, надо заметить, будет сделать не очень легко. Если о истории орловского трамвая (да и троллейбуса), к его столетию, московским исследователем-транспортником С.А.Тарховым был написан фундаментальный труд, то по истории автобуса такого не было. Единственное — в ПАТП есть небольшая брошюра о истории орловского автобуса. Но у автора её нет. Будем пробовать своими силами. Источниками для написания данного раздела будут: вышеупомянутый труд о истории орловского трамвая, где немного упоминают и автобус; адресно-уличные справочники по городу Орлу разных годов издания; карты и различных лет фотографии на автобусную тему. Очень большую помощь окажут газетные статьи разных лет.
Была ещё одна неувязка. Я не знаю, как проложить разницу между историческим классическим автобусом и автобусами в нынешнем виде, а по сути больше похожие на маршрутки. Что сейчас считать автобусом, а что маршруткой? В Орле эта граница очень размыта. Наверное, поступим так. Под понятием «автобус» опишу только маршруты, где ходили и ходят большие муниципальные автобусы городского автопарка. Ну а потом, отдельно поговорим о коммерческих маршрутах по которым ходят микроавтобусы и автобусы средней вместимости. Да и если тут описывать всё вместе получится очень большой и трудночитаемый список. Думаю меня поймут.
Первые два автобусных маршрута открыты 18 ноября 1934 года. Два маленьких автобуса ГАЗ тогда были приписаны к трамвайному управлению.

№1
18 Ноября 1934 — май 1935
№1 «Вокзал — Монастырка»: Привокзальная — Московская — Красный мост — Кооперативная — К.Маркса пл.(Комсомольская) — Володарский пер — Ленинский мост — Ленинская — Садовая, до улицы 2-Коммуны.

Май 1935 — 1936
б/н «Первомайская площадь — Ботаника — Цон»: Красный мост — Кооперативная — К.Маркса пл. — Комсомольская — Кромское ш., до моста на реке Цон. В 1936 году автобусы на некоторое время перекинули на пригородные линии.

1937 — апрель 1941
№1 «Вокзал — Ленинская»: Привокзальная — Московская — Красный мост — Кооперативная — К.Маркса пл. — Володарский пер — Ленинский мост — Ленинская — Горького, предположительно до улицы 2-Коммуны.

Апрель 1941 — октябрь 1941
№1 «Вокзал — Больница им. МОПРа»: Привокзальная — Московская — Красный мост — Кооперативная — К.Маркса пл. — Володарский пер. — Ленинский мост — Ленинская — Горького — Пионерская.

Октябрь 1941 — ноябрь 1945
Автобусного движения в городе нет.

Нояюрь 1945 — ????
б/н «Володарский переулок — Кирпичный завод №8»: Комсомольская улица, до района современной Ботаники. Единственный открывшийся маршрут в послевоенном Орле.

1949 — 1950
№1 «Колхозный рынок — Кирпичный завод №8»: Володарский пер., - Комсомольская, от нынешнего центрального рынка до района современной Ботаники.

1950 — ????
№1 «Вокзал — Ботаника»: Привокзальная — Сталина — Красный мост — Сталина (Гостиная) — К.Маркса пл. — Комсомольская, до района современной Ботаники.

1955 - ????
№1 «Вокзал — Монастырка»: Привокзальная — Сталина — Красный мост — Сталина(Гостиная) — К.Маркса пл. — Володарский пер — Ленинский мост — Ленинская — Победы пл. — Горького, до развилки с улицей 8-Марта (трамвайное кольцо).

1960 - ????
№1 «Вокзал — Завод Приборов»: Привокзальная — Сталина — Красный мост — Сталина(Гостиная) — К.Маркса пл. — Володарский пер. — Ленинский мост — Ленинская — Ленина пл. — Горького — Пионерская(?) - Октябрьская, до района современной улицы Приборостроительной и Андреева.

1969 — 1972
№1 «Вокзал — Улица Цветаева»: Привокзальная [к вокзалу по Орджоникидзе] — Московская — Красный мост — Московская(Гостиная) — К.Маркса пл. — Володарский пер. — Ленинская — Тургенева - Октябрьская — Приборостроительная — Медицинская — Цветаева.

1972 - 1975
№1 «Вокзал — Улица Цветаева»: Привокзальная [к вокзалу по Орджоникидзе]— Московская — Красный мост — Московская(Гостиная) — К.Маркса пл. — Комсомольская — 1-Посадская — Тургеневский мост — Тургенева — Октябрьская — Приборостроительная — Медицинская — Цветаева. Изменение трассы маршрута. Перевод движения с старого Ленинского моста на новый — Тургеневский.

1975 — начало 1990-х
№1 «Вокзал — Улица Цветаева»: Привокзальная [к вокзалу по Орджоникидзе]— Московская — Красный мост — Московская(Гостиная) — К.Маркса пл. — Комсомольская — 1-Посадская — Тургеневский мост — Брестская [обратно по Тургенева] — Октябрьская — Приборостроительная — Медицинская — Цветаева. Изменение трассы маршрута. Введено одностороннее движение по улицам Тургенева и Брестской.
В начале 1990-х маршрут пропадает на некоторое время.

1996 — 2005
№1 «Автовокзал — Улица Максима Горького»: Комсомольская — К.Маркса пл. — Гостиная — Красный мост — Мира пл. — Московская — Герцена — Октябрьский мост — 60-летия Октября — Горького, до троллейбусного кольца.
Позже маршрут передан не государственному перевозчику с изменением типа подвижного состава и трассы следования.
_______________________________________________________________________________________________________________________

№2
18 Ноября 1934 — 1935
№2 «Вокзал — Улица Сакко и Ванцетти»: Привокзальная — Московская — Красный мост — Кооперативная — К.Маркса пл.(Комсомольская) — Володарский пер. — Сакко и Ванцетти, до конца улицы, район нынешнего трамвайного депо.

1937 - ????
№2 «Рабочий городок — Кирпичный завод №8»: 2-Курская — Пушкина — Красный мост — Кооперативная — К.Маркса пл. — Комсомольская.

Апрель 1941 — октябрь 1941
№2 «Вокзал — Военный городок»: Привокзальная — Московская — Красный мост — Кооперативная — К.Маркса пл. — Комсомольская, до района Ботаники и нынешнего Рижского переулка.

Октябрь 1941 — ноябрь 1945
Автобусного движения в городе нет.

1949 — август 1950
№2 «Колхозный рынок — Школа №19»: Володарский пер. — Ленинский мост — Ленинская — Горького, до района современного перекрёстка с улицей Карьерной.

Август 1950 — 1955
№2 «Комсомольская площадь — Улица Пушкина»: Комсомольская - К.Маркса пл. — Сталина (Гостиная) — Красный мост — Пушкинская, до района современного трамвайного кольца.

1955 — ????
№2 «Вокзал — Ботаника — Заводы»: Привокзальная — Сталина — Красный мост — Сталина(Гостиная) — К.Маркса пл. — Комсомольская — Кромское ш, до района нынешнего завода Стройиндустрия и комплекса «МегаГринн».
В часы «пик» до конечной «Заводы»
В меж «пик» до Ботаники.

1960 - ????
№2 «Вокзал — Заводы»: Привокзальная — Сталина — Красный мост — Сталина(Гостиная) — К.Маркса пл. — Комсомольская — Кромское ш, до района нынешнего завода Стройиндустрия и ТМК «Гринн».

1964 - конец 1980-х
№2 «Вокзал — Завод Химмаш»: Привокзальная [к вокзалу по Орджоникидзе] — Московская — Красный мост — Московская(Гостиная) — К.Маркса пл. — Комсомольская — Кромское ш. — Машиностроительная.
Указан по этой трассе на типовой салонной схеме 1985 года.
В середине 80-х практиковалось движение этого маршрута таким образом: В рабочие дни до - завода Химмаш, а в выходные он следовал до Знаменки.

Конец 1980-х — начало 2000-х
№2 «Вокзал — Госплемобъединение»: Орджоникидзе [к вокзалу по Привокзальной] — Московская — Мира пл. — Красный мост — Московская(Гостиная) — К.Маркса пл. — Комсомольская — Кромское ш. — мост на реке Цон — Советская(в п.Знаменка), до выезда из посёлка со стороны области.

1996
Несколько месяцев из-за ремонта моста на реке Цон маршрут был укорочен и имел следующий вид: «Вокзал — Кемпинг Зелёная дубрава».
В начале 2000-х маршрут отменён. Появился позже и передан не государственному перевозчику с изменением типа подвижного состава и трассы следования.
_______________________________________________________________________________________________________________________

№2а
1949 - ????
№2а «Колхозный рынок — Володарский райисполком»: Володарский пер. — Ленинский мост — Ленинская — Полесская площадь — Октябрьская, до района нынешнего завода «Орлэкс».
Вероятно закрыт в 1950-х годах. Информация о маршруте из газетного объявления за 1949 год.
_______________________________________________________________________________________________________________________

№3
1941
№3 «Первомайская площадь - Улица Пушкина»: по ул. Пушкина. Найден впервые в небольшой брошюрке по истории автобуса хранящейся в ПАТП-1. Проходил по трассе нынешнего трамвая №3 от остановке «сквер Танкистов до кольца на улице Пушкина». На маршруте было 7 промежуточных остановок.

Октябрь 1941 — ноябрь 1945
Автобусного движения в городе нет.

Январь 1950 - ????
№3 «Площадь Ленина — Рабочий городок»: Сталина(Гостиная) — Красный мост — Пушкинская — 1-Курская, до нынешней развилки 1-Курской и Ливенской.

1953 – 1958
№3 «Автостанция — Рабочий городок»: Комсомольская пл. — Комсомольская — К.Маркса пл. — Сталина(Гостиная) — Красный мост — Сталина — Старо-Московская — 1-Курская — Ливенская, до нынешнего элеватора. Небольшое изменение трассы маршрута. Есть упоминание, что в 53 году ездил уже до Комсомольской площади. До площади указан и в адресном справочнике за 1955 год.

1958 – 1971
№3 «Автостанция — Рабочий городок»: Комсомольская пл. — Комсомольская — К.Маркса пл. — Сталина(Гостиная) — Красный мост — Сталина — 3-Курская — Рабочий пер. — 1-Курская — Ливенская, до нынешнего элеватора. Небольшое изменение трассы маршрута.

1971 — 1975
№3 «Наугорское шоссе — Ливенская АЗС»: Наугорское ш. - Лескова — Тургенева — Тургеневский мост — 1-Посадская — Комсомольская — К.Маркса пл. — Московская(Гостиная) — Красный мост — Московская — 3-Курская — Рабочий пер. — 1-Курская — Ливенская, до АЗС в конце улицы.

1975 — начало 1980-х
№3 «Аэропорт — Ливенская АЗС»: Наугорское ш. - Лескова — Тургенева [обратно по ул. Брестская — Полесская] — Тургеневский мост — 1-Посадская — Комсомольская — К.Маркса пл. — Московская(Гостиная) — Красный мост — Московская — 3-Курская — Рабочий пер. — 1-Курская — Ливенская, до АЗС в конце улицы. Информация из газетного объявления «Как проехать в аэропорт Орёл», 1979г.

Начало 1980-х — середина 1990-х
№3 «Машиностроительный институт — ПОПАТ»: Наугорское ш. - Лескова — Тургенева [обратно по ул. Брестская — Полесская] — Тургеневский мост — 1-Посадская — Комсомольская — Розы Люксембург — мост Дружбы Народов — Рабочий пер. — 1-Курская — Ливенская — Ростовская, до нового автобусного парка. Маршрут в данном виде показан на типовой салонной схеме за 1985 год.

С середины 1990-х
№3 «Наугорское шоссе — ПАТП-1»: Наугорское ш. - Лескова — Тургенева [обратно по ул. Брестская — Полесская — генерала Родина, с дальнейшим выездом на шоссе] — Тургеневский мост — 1-Посадская — Комсомольская — Розы Люксембург — мост Дружбы Народов — 5-Августа — 1-Курская — Ливенская — Ростовская. Изменение трассы маршрута. Середина 90-х имеется ввиду 1993 или 1994 год.
В летний период со стороны Наугорского шоссе продлевается на 1 остановку до кладбища.
На 2011 год №3 остаётся самым хорошо работающим автобусным маршрутом. На нём работают последние автобусы Икарус-280 «гармошки» и в автобусах работают кондукторы.
_______________________________________________________________________________________________________________________

№4
1955 — ????
№4 «Автостанция — Новотроицкий посёлок»: Комсомольская пл. — Комсомольская — Володарский пер. — Ленинский мост — Ленинская — Горького — Тургенева — Октябрьская — Пионерская — Лескова — Наугорское ш., до района нынешнего завода «Научприбор».

1960 — ????
№4 «Карачевское шоссе — Наугорское шоссе»: Карачевское шоссе — Комсомольская — Володарский пер. — Ленинский мост — Ленинская — Горького — Тургенева — Октябрьская — Пионерская — Лескова — Наугорское ш., до района нынешнего кольца возле технического института (Наугорское шоссе, 29). По Карачевскому шоссе до нынешнего кольца в районе дома 90. Маршрут удлинён с обеих сторон.

Долгие годы кардинально не менял трассы следования и конечные пункты.

1972 — 1975
№4 «Карачевское шоссе — Наугорское шоссе»: Карачевское шоссе — Комсомольская — 1-Посадская — Тургеневский мост — Тургенева — Октябрьская — Пионерская — Лескова — Наугорское ш., до района нынешнего кольца возле технического института. Перевод движения с старого Ленинского моста на новый — Тургеневский.

1975 — середина 2000-х
№4 «Карачевское шоссе — Наугорское шоссе»: Карачевское шоссе — Комсомольская — 1-Посадская — Тургеневский мост — Брестская [обратно по Тургенева] — Октябрьская — Пионерская — Лескова — Наугорское ш. Введено одностороннее движение по улицам Тургенева и Брестской.
В летний период со стороны Карачевского шоссе продлевался на 1 остановку до поста ГАИ и дачь.
Маршрут закрыт на некоторое время в 2003 — 2004 годах.

2008 — 04.2011
№4 «909-квартал — Тех. университет»: 909-квартал — безымянный пр. — Саханская [обратно Кромская - Планерная] — Комсомольская — 1-Посадская — Тургеневский мост — Брестская — Полесская [обратно по Тургенева] — Лескова — Наугорское ш.
Вновь открыт ровно через год - 04.2012 года.
_______________________________________________________________________________________________________________________


1969 — ????
№4к «Володарский переулок — Наугорское шоссе»: Володарский пер. — Ленинский мост — Ленинская — Горького — Тургенева — Октябрьская — Пионерская — Лескова — Наугорское ш., до района нынешнего кольца возле технического института (Наугорское шоссе, 29). Упоминание о нём найдено в газете от 1969 года.
_______________________________________________________________________________________________________________________

5
1955 - ????
№5 «Вокзал — Элеватор»: Привокзальная — Московская — Московское ш. — Михалицына — ж/д переезд — мясокомбинат — Л.Толстого — элеватор, до нынешней остановки «Хлебная база №36» на улице Льва Толстого.
Маршрут мог появиться в период с 1950 по 1955 год. Впервые упомянут в адресном справочнике за 1955 год.

1962 — конец 1960-х
№5 «Автостанция — Мясокомбинат»: Комсомольская пл. — Комсомольская — К.Маркса пл. — Московская (Гостиная) — Красный мост — Московская — Московское ш. — Михалицына — ж/д переезд — мясокомбинат — Л.Толстого — элеватор, до нынешней остановки «Хлебная база №36» на улице Льва Толстого. Продлён в период с 1960 по 1962 год со стороны вокзала до автостанции. Впервые упомянут в новом виде в адресном справочнике за 1962 год.

Конец 1960-х — начало 1970-х
№5 «Автовокзал — Мясокомбинат»: Комсомольская — К.Маркса пл. — Московская (Гостиная) — Красный мост — Московская — Московское ш. — Михалицына — ж/д переезд — мясокомбинат — Л.Толстого — элеватор. Продлён от старой автостанции до нового автовокзала.

1974 — конец 1980-х
№5 «Карачевское шоссе — Хлебная база»: Карачевское ш. — Комсомольская — К.Маркса пл. — Московская (Гостиная) — Красный мост — Московская — Московское ш. — Михалицына — ж/д переезд — мясокомбинат — Л.Толстого — Хлебная база.

С конца 1980-х
№5 «Карачевское шоссе — Улица Гайдара»: Карачевсокое ш. — Комсомольская — К.Маркса пл. — Московская (Гостиная) — Красный мост — Московская — Московское ш. — Михалицына — путепровод — мясокомбинат — Л.Толстого — Гайдара. Продлён на одну остановку до нынешнего кольца на улице Гайдара.
В летний период продлевается на одну остановку по Карачевскому шоссе до дачь и бывшего поста ГАИ.

Пятый — один из старых действующих автобусных маршрутов, кардинально не менявших своего направления. Ходит в район мясокомбината и улицы Гайдара уже около шестидесяти лет. И ещё интересен тем, что в течении всех лет действия, маршрут неоднократно прирастал в длине именно с одной стороны.
_______________________________________________________________________________________________________________________

6
1955 - ????
№6 «Автостанция — дер. Знаменка» (пригородный): Комсомольская пл. — Комсомольская — Кромское ш. — Знаменка, до нынешней остановки «Магазин» в пгт. Знаменка.
Маршрут мог появиться в период с 1950 по 1955 год. Впервые упомянут в адресном справочнике за 1955 год.

Начало 1960-х
№6 «Вокзал — Силикатный завод»: Привокзальная — Московская — Московское ш. — Михалицына — Силикатная, до нынешнего кольца.
По такому маршруту появился в самом начале 60-х годов. Впервые упомянут в этом виде в адресном справочнике за 1962 год.

Конец 1960-х
№6 «Автовокзал — Силикатный завод»: Комсомольская — К.Маркса — Московская (Гостиная) — Красный мост — Московская — Московское ш. — Михалицына — Силикатная. Продлён с одной стороны до автовокзала. Упомянут таким в 1969г.

1974 - ????
№6 «Посёлок Лужки — Силикатный завод»: Старое кольцо на перекрёстке Поселковой и Яблочной — Поселковая — Лужковский мост — Городская — Гагарина — Володарский пер. [обратно по 1-Посадской] — К.Маркса — Московская (Гостиная) — Красный мост — Московская — Московское ш. — Михалицына — Силикатная.
Когда пущен в Лужки точно не известно. Упомянут в новом виде в адресном справочнике за 1974 год.

1977 - ????
№6 « ? ? ? ? ? ? — Силикатный завод». В адресном справочнике за 1977 маршрут уже не идёт в Лужки. Но и не указывается к улицам в районе Карачевского шоссе. Его следы теряются в центре города. И где была вторая его конечная сказать сложно. Возможно он уже шёл на Карачевское шоссе.

1985 — май 2010
№6 «Карачевское шоссе — Силикатный завод»: Карачевсокое ш. — Комсомольская — Розы Люксембург — мост Дружбы Народов — 5-Августа — 3-Курская — Новосильский пер. — Московская — Московское ш. — Михалицына — Силикатная.
Маршрут в данном виде показан на типовой салонной схеме за 1985 год.

С мая 2010
№6 «Улица Алроса — Силикатная улица»: Алроса — Мостовая — Карачевсокое ш. — Комсомольская — Розы Люксембург — мост Дружбы Народов — 5-Августа — 3-Курская — Новосильский пер. — Московская — Московское ш. — Михалицына — Силикатная. Продлён с одной стороны в новый строящийся микрорайон «Зареченский», до дома №7 по ул. Алроса.
_______________________________________________________________________________________________________________________


Начало 2000-х
№6к «1-Посадская улица — Силикатный завод»: 1-Посадская — Тургеневский мост — Брестская — Полесская [обратно по Тургенева] — Октябрьская — Болховское ш. — мост — Раздольная — путепровод — Силикатная. Точно существовал в 2003-2005 годах. Открыт и закрыт не далеко от этих дат.
_______________________________________________________________________________________________________________________

№7
1955 — ????
№7 «Автостанция — Володарская МТС (пригородный): Комсомольская пл — Комсомольская — К.Маркса пл — Сталина (Гостиная) — Красный мост — Сталина — Московское ш — шоссе Орёл — Москва, до района нынешнего посёлка Становое на трассе М2. В районе ж/д платформы «360-км» ж/дороги Орёл-Москва. Нынешняя конечная пригородного автобуса 126 «Володарская РТС».

1960
Далее труднее. В городском справочнике за 1960- й год указываются автобусные маршруты, но без номеров, а только конечные пункты. В основном, подумав, всем маршрутам можно подобрать их цифры, ведь многие ходили в тех же направлениях долгие годы, когда цифры уже были известны. И под №7 в те годы подошёл маршрут «Автостанция — Стадион», так как всем другим уже подошли их номера. Маршрута на Знаменку ещё не указано, вот возможно №7 тогда был «Автостанция — Стадиьон» (от нынешней Комсомольской пл. — через 1-Посадскую — до стадиона Ленина).

1962
В таком же справочнике, но уже за 1962 год, данный маршрут, к описанию тех же улиц не указан. Получается был отменён или перенесён. Если это не ошибка справочнике, возможно как раз в эти годы появился маршрут №7 на Знаменку.

1964
Найдено пока самое раннее упоминание, что до Знаменки можно доехать из Орла автобусным маршрутом №7. Упоминание найдено в газете.

Конец 1960-х - 1971
№7 «Больница им. Семашко — Знаменка»: Приборостроительная — Октябрьская — Тургенева(?) — Горького — Ленина пл. — Ленинская — Ленинский мост — Володарский пер. — Комсомольская — Кромское ш. — Знаменка, до нынешней остановки «Знаменка» в посёлке.

1971 — 1975
№7 «Больница им. Семашко — Знаменка»: Приборостроительная — Октябрьская — Пионерская — Лескова — Тургенева — Тургеневский мост — 1-Посадская — Комсомольская — Кромское ш. — Знаменка, до нынешней остановки «Знаменка» в посёлке. Изменение трассы маршрута. Перевод движения с старого Ленинского моста на новый — Тургеневский.

1975 — ????
№7 «Больница им. Семашко — Знаменка»: Приборостроительная — Октябрьская — Тургенева [обратно по Брестской] — Тургеневский мост — 1-Посадская — Комсомольская — Кромское ш. — п. Знаменка — Советская, до нынешней остановки «Знаменка» в посёлке. Изменение трассы маршрута. Введено одностороннее движение по улицам Тургенева и Брестской.

1985 — ????
№7 «Улица Цветаева — Знаменка»: Интернатная — Матвеева — Ломоносова — Октябрьская — Тургенева [обратно по Брестской] — Тургеневский мост — 1-Посадская — Комсомольская — Кромское ш. — п. Знаменка — Советская. Изменение трассы маршрута. Маршрут продлён с одной стороны.

Конец 1980-х — декабрь 2008
№7 «Улица Цветаева — Госплемобъединение»: Интернатная — Матвеева — Ломоносова — Октябрьская — Тургенева [обратно по Брестской] — Тургеневский мост — 1-Посадская — Комсомольская — Кромское ш. — Знаменка — Советская. Изменение трассы маршрута. Маршрут продлён с одной стороны на одну остановку.

1996
Несколько месяцев из-за ремонта моста на реке Цон маршрут был изменён в этом районе и выглядел следующим образом: — Игнатова — Матвеева — Ломоносова — Октябрьская — Тургенева [обратно по Брестской] — Тургеневский мост — 1-Посадская — Комсомольская — Кромское ш. — Высоковольтная — Ипподром — объездная дорога — Знаменка — Школьный пер. — Советская, до конечной Госплемобъединение.

С декабря 2008
№7 «Улица Цветаева — 909-квартал»: Игнатова — Матвеева — Приборостроительная — Октябрьская — Тургенева [обратно по Брестской] — Тургеневский мост — 1-Посадская — Комсомольская — Кромское ш. Маршрут укорочен.

Однако, в летний дачный сезон 2009 года автобусы снова стали ездить - до Знаменки.
В зимний сезон 2009-2010 - до завода Живмаш.
В дачный сезон 2010 года - до Знаменки.
В зимний сезон 2010-2011 - до завода Живмаш.

С 2010
№7 «Улица Цветаева — Завод Живмаш»: Игнатова — Матвеева — Приборостроительная — Октябрьская — Тургенева [обратно по Брестской] — Тургеневский мост — 1-Посадская — Комсомольская — Кромское ш. Маршрут укорочен.
В советские годы был одним из значимых и напряжённых маршрутов Орла, проходивший по большей части города и соединяющий его с крупным пригородным посёлком Знаменка-Орловская. Проходил мимо множества крупных заводов в черте города. Пережил большие отмены маршрутов в середине 2000-х. Но к 2011 году на нём остался один большой автобус, который почти всегда пустой совершает несколько рейсов в день.
_______________________________________________________________________________________________________________________


???? - 1978
№7к «Завод Дормаш — Знаменка»: Кромское ш. — п. Знаменка — Советская, до нынешней остановки «Знаменка» в посёлке. Упоминание найдено в газете.
_______________________________________________________________________________________________________________________

8
1955 — ????
№8 «Площадь Победы — Биофабрика» (пригородный): Горького — Пионерская — Наугорское ш. — аэропорт — Никуличи — Биофабрика. До района нынешнего посёлка при психиатрической больнице. Конечная нынешнего пригородного автобуса №114.

Начало 1960-х
№8 «Автостанция — Прокуровка»: Комсомольская пл. — Комсомольская — К.Маркса пл. — Сталина (Гостиная) — Красный мост — Сталина — Московское ш.

Начало 1960-х - 11.1965
№8 «Комсомольская площадь — Микрорайон»: Комсомольская пл. — Комсомольская — К.Маркса пл. — Московская (Гостиная) — Красный мост — Московская — Московское ш. До района троллейбусного депо.

11.1965 — 1975(?)
№8 «Комсомольская площадь — СПЗ»: Комсомольская пл. — Комсомольская — К.Маркса пл. — Московская (Гостиная) — Красный мост — Московская — Московское ш. - Металлургов - Раздольная.

1975(?) — 1987
№8 «Комсомольская площадь — Мотель Шипка»: Комсомольская пл. — Комсомольская — К.Маркса пл. — Московская (Гостиная) — Красный мост — Московская — Московское ш. До ныне не существующего кольца у нового гипермаркета по Московскому шоссе, д. 175.

1987 — 2004
№8 «Комсомольская площадь — Мотель Шипка»: Комсомольская пл. — Комсомольская — К.Маркса пл. — Московская (Гостиная) — Красный мост — Московская — Московское ш.[обратно через улицы Металлургов — Космонавтов — Бурова]. Автобусы в одну сторону стали заезжать в микрорайон Звездный.

2004 — ноябрь 2008
№8 «Автовокзал — Булгаково»: Комсомольская — К.Маркса пл. — Гостиная — Красный мост — Мира пл. — Московская — Московское ш.[обратно через улицы Рощинская — Раздольная — Металлургов — Космонавтов — Бурова]. Продлён в обе стороны.

С ноября 2008
№8 «909-квартал — Булгаково»: безымянный пр. — Саханская [обратно по Кромской и Планерной] — Комсомольская — К.Маркса пл. — Гостиная — Красный мост — Мира пл. — Московская — Московское ш.[обратно через улицы Рощинская — Раздольная — Металлургов — Космонавтов — Бурова]. Продлён в одну сторону.
_______________________________________________________________________________________________________________________


1975 — 2004
№8к «Гостиница Орёл — Мотель Шипка»: Московская[к гостинице подъезжал по пер. Новосильскому и ул. Пушкина] — Московское ш.

2004 — конец 2006
№8к «Гостиница Орёл — Булгаково»: Московская[к гостинице подъезжал по пер. Новосильскому и ул. Пушкина] — Московское ш.
_______________________________________________________________________________________________________________________

9
1955 — ????
№9 «Горсад — Мезенка» (пригородный): Горсад — Пионерская(?) — Октябрьская — Болховское ш. — Мезенка, предположительно до нынешнего кольца городских маршруток в посёлке Плещеево или чуть дальше.

1960 — ????
№9 «Центральный рынок — Лужки»: Володарский пер. — Комсомольская — 1-Посадская — Гагарина [к рынку напрямую Гагарина — Володарский] — Городская — Лужковский мост — Поселковая, предположительно до старого кольца в Лужках на перекрёстке улиц Поселковая и Яблочная.

1962 — ????
№9 «Карачевское шоссе — Лужки»: Карачевское ш. — Васильевская — Колхозная — 1-Пушкарная — 1-Посадская — Гагарина [обратно по Гагарина — Володарскому пер. - Сакко и Ванцетти пер. - 1-Пушкарная] — Городская — Лужковский мост — Поселковая, предположительно до старого кольца в Лужках на перекрёстке улиц Поселковая и Яблочная. Маршрут удлинён в одну сторону. Трасса маршрута в центре указана примерно, но с высокой долей вероятности.

Конец 1960-х — начало 1980-х
№9 «Центральный рынок — Лужки»: Володарский пер. — Комсомольская — 1-Посадская — Гагарина [к рынку напрямую Гагарина — Володарский] — Городская — Лужковский мост — Поселковая, до кольца в Лужках на перекрёстке улиц Поселковая и Яблочная.

Начало 1980-х — 1998
№9 «Володарский переулок — Станция Лужки»: Володарский пер. — Комсомольская — 1-Посадская — Гагарина [к Володарскому пер. напрямую Гагарина — Володарский] — Городская — Лужковский мост — Поселковая — 6-Орловской дивизии, до нынешнего кольца у станции.
Интересно то, что на старой салонной схеме, датированной ориентировочно 1985 годом в Лужках указано две конечные. Линия маршрута из города доходит до перекрёстка улиц Поселковая и 6-Орловской дивизии и дальше раздваивается вилкой. Одна идёт далее прямо до конечной обозначенной подписью «Объездная дорога», а вторая отходит от неё перпендикулярно и идёт до нынешнего кольца обозначенного «Ст. Лужки».
Варианта два:
1. Автобус следуя из города делал заезд до объездной, там разворачивался и ехал к станции (наиболее вероятно).
2. Либо ответвление до объездной обозначено на схеме ошибочно. Возможно там была конечная «Лужки», когда её продлили снизу от перекрёстка с Яблочной вверх, поближе к заводу "Монолит". Называлась она Объездная дорога. Ещё чуть позже маршрут продлили до станции, а старую конечную у объездной просто не убрали со схемы.

С 1998
№9 «1-Посадская улица — Станция Лужки»: 1-Посадская — Гагарина [к ул. 1-Посадская по: Розы Люксембург — Комсомольская] — Городская — Лужковский мост — Поселковая — 6-Орловской дивизии. Конечную в центре перенесли на новое место, на соседнюю улицу.

Девятый маршрут за всю свою историю кардинально не менял своего направления и ходит в район Лужков уже более пятидесяти лет.
_______________________________________________________________________________________________________________________

№10
1960(?) — 1962
№10 «Центральный рынок — Колхозная улица»: Володарский пер. — Сакко и Ванцетти пер. — 1-Пушкарная, до районе перекрёстка Колхозной и 1-Пушкарной. Точное место кольца не известно. В 1962 году вошёл в состав удлинённого маршрута №9.

Конец 1960-х - середина 1970-х
№10 «Карачевское шоссе — Ливенская АЗС»: Карачевское ш. — Васильевская — Колхозная — 1-Пушкарная — 1-Посадская — Гагарина [обратно по Гагарина — Володарскому пер. - Сакко и Ванцетти пер. - 1-Пушкарная] — Городская — Розы Люксембург — мост Дружды Народов — Рабочий пер. — 1-Курская — Ливенская, до АЗС в конце улицы.
Упоминается в 1969, как недавно открытый. Указан по последнему маршруту в адресном справочнике за 1974 год, но отсутствует в таком же за 1977 год.

1985 — середина 2000-х
№10 «Микрорайон — СПЗ»: Металлургов — Раздольная, от троллейбусного депо до кольца у завода.
Показан на салонной схеме ориентировочно за 1985 год и более поздних. Отменён в конце 2004 или в 2005 году. Полностью повторял трассу нынешнего троллейбуса №9.
_______________________________________________________________________________________________________________________

11
1960 — ????
№11 «Автостанция — Мебельная фабрика»: Комсомольская пл. — Комсомольская — К.Маркса пл. — Московская(Гостиная) — Красный мост — Московская — Московское ш. — 1-Тульская — Южный пер., до района современного перекрёстка улицы Тульской и Южного переулка; у Мебельной фабрики.

Конец 1960-х - 1971
№11 «Весёлая слобода — Завод Ремстанок»: Зои Космодемьянской [обратно делал круг по Весёлой, Спортивной, Часовой и пер. Восход] — Тургенева — Горького — Ленина — Ленинский мост — Володарский пер. — К.Маркса пл. — Московская(Гостиная) — Красный мост — Московская — Московское ш. — 1-Тульская — Южный пер. — переезд — Новосильское ш.

1971 — 1975
№11 «Весёлая слобода — Завод Ремстанок»: Зои Космодемьянской [обратно делал круг по Весёлой, Спортивной, Часовой и пер. Восход] — Тургенева — Тургеневский мост — 1-Посадская — Комсомольская — К.Маркса пл. — Московская(Гостиная) — Красный мост — Московская — Московское ш. — 1-Тульская — Южный пер. — переезд — Новосильское ш. Перевод движения с старого Ленинского моста на новый — Тургеневский.

1975 — конец 1980-х
№11 «Весёлая слобода — Завод Ремстанок»: Зои Космодемьянской — Тургенева [обратно по ул. Брестская — Полесская — Лескова] — Тургеневский мост — 1-Посадская — Комсомольская — К.Маркса пл. — Московская(Гостиная) — Красный мост — Московская — Московское ш. — Паровозная — [обратно по пер. Южный и ул. Тульская] — переезд — Новосильское ш. Введено одностороннее движение в центре Советского района.

Конец 1980-х — 2003
№11 «Весёлая слобода — Завод Ремстанок»: Зои Космодемьянской — Тургенева [обратно к Весёлой слободе по ул. Брестская — Полесская — Генерала Родина — Часовая — пер. Восход] — Тургеневский мост — 1-Посадская — Комсомольская — К.Маркса пл. — Московская(Гостиная) — Красный мост — Московская — Московское ш. — Паровозная — [обратно по пер. Южный и ул. Тульская] — переезд — Новосильское ш. Введено одностороннее движение по всему маршруту на территории Советского района. Введено одностороннее движение по Выгонке.

С 2003
№11 «Весёлая слобода — Спецавтобаза»: Зои Космодемьянской — Тургенева [обратно к Весёлой слободе по ул. Брестская — Полесская — Генерала Родина — Часовая — пер. Восход] — Тургеневский мост — 1-Посадская — Комсомольская — К.Маркса пл. — Московская(Гостиная) — Красный мост — Московская — Московское ш. — Паровозная — [обратно по пер. Южный и ул. Тульская] — переезд — Новосильское ш.
Конечная в Весёлой слободе с годами сместилась от перекрёстка улицы Весёлой и переулка Восход к перекрёстку улицы Генерала Родина и улицы Часовой. Там же находится и по сей день. Конечная «Завод Ремстанок» переименована в «Спецавтобаза».
_______________________________________________________________________________________________________________________

№12
1969 — ????
№12 «Автовокзал — Улица Цветаева»: Карачевское ш. — Васильевская — Колхозная — мост — Спортивная — Часовая — Восход пер. [обратно по улицам Весёлой и Спортивной] — Зои Космодемьянской — Лескова — Пионерская — Октябрьская — Приборостроительная — Матвеева — Интернатная, до современного кольца. Упоминается впервые в газете от 03.1969 года, как недавно открытый. Есть вероятность, что первоначально доходил только до больницы им. Семашко.

Конец 1970-х — ????
№12 «Автовокзал — Улица Цветаева»: Карачевское ш. — Васильевская — Колхозная — мост — Генерала Родина — Часовая — Восход пер. [обратно по улицам Весёлой и Генерала Родина] — Зои Космодемьянской — Лескова — Матвеева — Интернатная. Изменение трассы маршрута в Советском районе. Встречается таким на некоторых схемах того периода.

С Конца 1980-х
№12 «Автовокзал — Улица Цветаева»: Карачевское ш. — Васильевская — Колхозная — мост — Генерала Родина — Часовая — Восход пер. [обратно по улицам Весёлой и Генерала Родина] — Зои Космодемьянской — Лескова — Пионерская — Октябрьская — Интернатная(Игнатова).

За все годы своего существования координально не менял направлений и конечных пунктов. На отдельных улицах и до настоящего времени не дублируется другими маршрутами. В 2011 году работали 1-2 больших автобуса и несколько микроавтобусов.
_______________________________________________________________________________________________________________________

№13
1968
В 1960-х и в самом начале 70-х часто упоминается в газетных объявлениях в посёлке Знаменка и на южных окраинах Орла. С очень большой вероятностью был пригородным маршрутом. Скорее всего начинался на автовокзале и следовал по пригородному маршруту Орёл-Знаменка. По аналогии, допустим, с маршрутом №38, который ходил до Плодовки, пос. Жилино и Плещеевка. В дальнейшем отменён, так как дублировался городским маршрутом №7.

1973
№13 «Комсомольская площадь — Улица Горького»: Комсомольская — 1-Посадская — Тургеневский мост — Тургенева — Салтыкова-Щедрина — Пионерская [обратно по Разградской] — Горького, до снятого трамвайного кольца на развилке улиц Горького и 8-Марта. Взамен снятой трамвайной линии в Советский район пустили два временных маршрута (тогда свободных по счёту сверху) №13 и 14.

1974 — ????
№13 «Комсомольская площадь — СПЗ»: Комсомольская — К.Маркса пл. — Московская (Гостиная) — Красный мост — Московская — Московское ш. — Металлургов — Раздольная.

Конец 1970-х — конец 1980-х
№13 «Автовокзал — СПЗ»: Комсомольская — К.Маркса пл. — Московская (Гостиная) — Красный мост — Московская — Московское ш. — Металлургов — Раздольная.
В этот период своего существования данный маршрут в межпиковое время заканчивался в микрорайоне на конечной "д/к Металлургов", а в час "пик" доходил до СПЗ.
В конце 1980-х судьба не известна.

1993
№13 «Вокзал — СПЗ»: Московская — Паровозная — Южный пер. — Тульская [обратно без заезда на Выгонку] — Московское ш. — Металлургов — Раздольная. В таком виде указан в справочнике «Весь город Орёл» 1993 год. Был ли фактически, не известно.
К 1995 году пропадает с улиц города.

Середина-конец 1990-х — начало 2000-х
Б/н «Комсомольская площадь — Северный рынок»: Комсомольская — К.Маркса пл. — Гостиная — Красный мост — Мира пл. — Московская — Московское ш. — Рощинская [обратно по улицам Раздольная — Металлургов]. Переведён в режим полуэкспресс. В официальных бумагах значился под №13, но на табличках автобусов номер отсутствовал. Банальные суеверия что ли? Закрыт в начале 2000-х годов.
_______________________________________________________________________________________________________________________

№13к
1977
№13к «Микрорайон - СПЗ»: Металлургов - Раздольная. Упомянут в адресном справочнике за 1977 год. И в газетной статье от 11.03.1977 года (как недавно открытый укороченный маршрут, работающий в час "пик"). Точные годы эксплуатации не известны.
_______________________________________________________________________________________________________________________

№13э
1977
№13э «Комсомольская площадь - Микрорайон»: Комсомольская — К.Маркса пл. — Московская (Гостиная) — Красный мост — Московская — Московское ш. . Упомянут в адресном справочнике за 1977 год. И в газетной статье от 11.03.1977 года (как недавно открытый маршрут - экспресс, работающий в час "пик"). Точные годы эксплуатации не известны.
_______________________________________________________________________________________________________________________

№14
1973
№14 «Вокзал — Улица Горького»: Привокзальная [к вокзалу по Орджоникидзе] — Московская — Красный мост — Московская (Гостиная) — К.Маркса пл. — Комсомольская — 1-Посадская — Тургеневский мост — Тургенева — Салтыкова-Щедрина — Пионерская [обратно по Разградской] — Горького, до снятого трамвайного кольца на развилке улиц Горького и 8-Марта. Взамен снятой трамвайной линии в Советский район пустили два временных маршрута (тогда свободных по счёту сверху) №13 и 14.

Начало 1980-х — ????
№14 «СПЗ — Улица Цветаева»: Металлургов — Московское ш. — Московская — Герцена — Октябрьский мост — 60-летия Октября — Горького — Пионерская — Октябрьская — Интернатная. Возможно, открыт и в самом конце 70-х.

1993 — середина 2000-х
№14 «СПЗ — Улица Цветаева»: Раздольная — Металлургов — Московское ш. — Московская — Герцена — Октябрьский мост — 60-летия Октября — Горького — Пионерская — Октябрьская — Игнатова.
В период своего существования данный маршрут в межпиковое время заканчивался в микрорайоне на конечной "д/к Металлургов". Позже на две остановки дальше - "Раздольная улица", а в час "пик" доходил до СПЗ.

После отдан частному перевозчику и переведён на обслуживания микроавтобусами без изменения маршрута.
_______________________________________________________________________________________________________________________

№15
Дата открытия маршрута пока остаётся не известной. Почему-то не встречается в материалах за 1980-е года, когда уже были маршруты с номерами выше по порядку. Ответ на этот вопрос — дело будущего. Вероятно открыт в начале 1980-х годов по маршруту: Комсомольская площадь — д/к Металлургов.
Найдено упоминание в газете за 1987 год и отчётливо упомянут лишь с 1993 года в справочнике «Весь город Орёл».

1987 - 2005
№15 «Магазин Чайка — Д/к Металлургов»: Комсомольская пл. — Комсомольская — К.Маркса пл. — Гостиная — Красный мост — Мира пл. — Московская — Московское ш. — Металлургов — Космонавтов [обратно по улицам Космонавтов и Бурова с выходом на шоссе] .
После переведён на обслуживание частному перевозчику с изменением маршрута и вида ПС.
_______________________________________________________________________________________________________________________

№15к
2000 — 2004-2005гг.
№15к «Магазин Чайка — Администрация Северного района»: Комсомольская пл. — Комсомольская — К.Маркса пл. — Гостиная — Красный мост — Мира пл. — Московская — Московское ш., до перекрёстка с улицей Бурова.
_______________________________________________________________________________________________________________________

№16д
Найдено первое упоминание в газете. В объявлении давалось пояснение, как проехать на улицу Ливенскую. За этот же год было найдено и ещё одно упоминание в объявлении об изменении движения общественного транспорта в центре города. Трасса маршрута пока остаётся не известной.

Начало 1980-х — 1998
№16 «Володарский переулок — Озеро Светлая жизнь»: Володарский пер. — Комсомольская — 1-Посадская — Гагарина [к Володарскому пер. напрямую Гагарина — Володарский] — Городская — Лужковский мост — Поселковая — объездная дорога — озеро. Имел ли маршрут статус дачного до 1990-х годов, не известно. Но печатался вместе с остальными на салонных схемах городских маршрутов.

1998 — 2007
№16 «Улица 1-Посадская — Озеро Светлая жизнь»: 1-Посадская — Гагарина [к ул. 1-Посадская по: Розы Люксембург — Комсомольская] — Городская — Лужковский мост — Поселковая — объездная дорога — озеро..

2007 — по настоящее время
№61. Смена номера без каких-либо других изменений.
_______________________________________________________________________________________________________________________

№17
Один из самых загадочных маршрутов, который мало кто помнит и мало кто видел. Упоминания о нём встречалось только в некоторых бумажных материалах.
Начало 1980-х - ????
№17 «Знаменка — Володарский переулок»: Знаменка — Советская — мост — Кромское ш. — Комсомольская — Нормандия-Неман — Гагарина — Володарский переулок [обратно по улицам Комсомольская — 1-Посадская — Васильевская — Карачевское ш., выезд на Комсомольскую и далее к Знаменке].
Автор помнит этот маршрут нанесённый на старую типовую салонную схему висевшую в автобусах. Больше в таком виде нигде не упоминался.

1993 - ????
№17 «Вокзал — Силикатный завод»: Привокзальная — Московская — Московское ш. — Михалицына — Силикатная.
Упомянут в таком виде в адресном справочнике за 1993 год. То что был фактически — под сомнением.

1996 - ????
№17 «Магазин Чайка — Силикатный завод»: Комсомольская — К.Маркса пл. — Гостиная — Красный мост — Мира пл. — Московская — Московское ш. — Михалицына — Силикатная.
Упомянут в таком виде на обороте карты города за 1996 год. То что был фактически — под большим сомнением. Возможно если и был, то по варианту 1993 года.
В конце 1990-х маршрута не было. В середине 2000-х отдан частным перевозчикам.
_______________________________________________________________________________________________________________________

№18
Начало 1980-х — конец 1980-х
№18 «Аэропорт - Вокзал»: Кромская — Комсомольская — 1-Посадская — Тургеневский мост — Брестская — [обратно по Тургенева] — Октябрьская — Пионерская — Горького — 60-летия Октября — Октябрьский мост — Московская — Орджоникидзе [от вокзала по Привокзальной сразу на Московскую] .
Первое упоминание найдено в газете в 1981 году. В объявлении давалось пояснение, как проехать к станции Цон. Маршрут связал между собой все три городских района и объединил: аэропорт, автовокзал и ж/д вокзал.

Конец 1980-х — начало 2000-х
№18 «Аэропорт - Вокзал»: Кромская — Комсомольская — 1-Посадская — Тургеневский мост — Брестская — [обратно по Тургенева] — Октябрьская — 60-летия Октября — Октябрьский мост — Московская — Привокзальная [от вокзала по Орджоникидзе на Московскую] .
Небольшое изменение маршрута в центре.

Начало 2000-х — 2004
№18 «Аэропорт - Вокзал»: Кромская — Планерная — 909-квартал — безымянная — Саханская [к аэропорту напрямую по Кромской] — Комсомольская — 1-Посадская — Тургеневский мост — Брестская — [обратно по Тургенева] — Октябрьская — 60-летия Октября — Октябрьский мост — Московская — Привокзальная [от вокзала по Орджоникидзе на Московскую] .
В одном направлении автобусы стали заезжать в 909-квартал, огибая его против часовой стрелки.

2004 — ноябрь 2008
№18 «909-квартал - Вокзал»: безымянная — Саханская [обратно по Кромской — Планерной] — Комсомольская — 1-Посадская — Тургеневский мост — Брестская — [обратно по Тургенева] — Октябрьская — 60-летия Октября — Октябрьский мост — Московская — Привокзальная [от вокзала по Орджоникидзе на Московскую] .
Автобусы перестали заезжать на кольцо у аэропорта.

Ноябрь 2008 — ноябрь 2011
№18 «909-квартал — Магазин Звёздный»: безымянная — Саханская [обратно по Кромской — Планерной] — Комсомольская — 1-Посадская — Тургеневский мост — Брестская — [обратно по Тургенева] — Октябрьская — 60-летия Октября — Октябрьский мост — Московская — Московское ш. — Бурова — Космонавтов [обратно по Космонавтов — Металлургов с выездом на Московское ш.] .
Маршрут значительно продлён в Северный район и стал почти целиком охватывать все 4 района города.
С конца 2011 года больших автобусов на маршруте не видно.
_______________________________________________________________________________________________________________________

№19
Один из самых запутанных бывших городских маршрутов. Появился в середине 1980-х годов.
Середина 1980-х — середина 2000-х
№19 «Автовокзал — Весёлая слобода»: Карачевское ш. — Васильевская — 1-Посадская — Комсомольская — Розы Люксембург — мост Дружбы Народов — 5-Августа — 3-Курская — Новосильский пер. — Московская — Герцена — Октябрьский мост — 60-летия Октября — Октябрьская — Приборостроительная — Лескова — Наугорское ш. — Генерала Родина — Часовая [обратно по переулку Восход и улице Весёлая с выходом на Генерала Родина] .
Есть предположение, что первое время на участке от 1-Посадская до Герцена автобусы ехали не через улицу 5-Августа, а напрямую по центру через площадь Карла Маркса. Отменён. Первое время — попытки заменить маршрут частным транспортом. Позже маршрут полностью отменён.
_______________________________________________________________________________________________________________________

№20д
Конец 1980-х — 2004
№20 «Площадь Карла Маркса — Химмашевские дачи»: Комсомольская — Кромское ш. — Машиностроительная, до дачного массива в сторону станции Саханская.

2004 — 2007
№20 «Улица 1-посадская — Химмашевские дачи»: 1-Посадская — Гагарина — Розы Люксембург [обратно напрямую с Комсомольской на 1-Посадскую] — Комсомольская — Кромское ш. — Машиностроительная, до дачного массива в сторону станции Саханская.

2007 — по настоящее время
№62. Смена номера без каких-либо других изменений.
_______________________________________________________________________________________________________________________

№21д
Конец 1980-х — 2004
№21 «Площадь Карла Маркса — Дачи Андриабуж»: Гостиная (Московская) — Красный мост — Мира пл. — Московская — 3-Курская — 5-Августа — 1-Курская — Ливенская — Залегощенское ш., до озера Андриабуж.

2004 — 2007
№21 «Комсомольская площадь — Дачи Андриабуж»: Комсомольская — К.Маркса пл. - Гостиная (Московская) — Красный мост — Мира пл. — Московская — 3-Курская — 5-Августа — 1-Курская — Ливенская — Залегощенское ш., до озера Андриабуж.

2007 — по настоящее время
№63. Смена номера без каких-либо других изменений.
_______________________________________________________________________________________________________________________

№22д
Конец 1980-х — начало 1990-х
№22 «Ж/д вокзал — Объездная дорога»: Московская — Московское ш. — дорога на Моховое, до объездной.

Начало 1990-х - 2007
№22 «Ж/д вокзал — Дачи Андриабуж»: Московская — Московское ш. — дорога на Моховое — объездная — Кораблики — шоссе на Залегощь, до озера Андриабуж.
_______________________________________________________________________________________________________________________

№23д
Конец 1980-х — 2004
№23 «Площадь Карла Маркса — Дачи Гать»: Комсомольская — Кромское ш — Высоковольтная — объездная дорога, конечная между мостом через Оку и ж/д мостом.

2004 — 2007
№23 «1-Посадская улица — Дачи Гать»: Комсомольская — Кромское ш — Высоковольтная — объездная дорога, конечная между мостом через Оку и ж/д мостом.

2007 — по настоящее время
№65. Смена номера без каких-либо других изменений.
_______________________________________________________________________________________________________________________

№24д
Конец 1980-х — 2007
№24 «Ж/д вокзал — Платоново»: Московская — Московское ш. — дорога на Моховое.

2007 — по настоящее время
№64 «Ж/д вокзал — Новосильская развилка (Платоново)»: Московская — Московское ш. — дорога на Моховое. Смена номера с изменением маршрута.
_______________________________________________________________________________________________________________________

№25д
Конец 1980-х — 2004
б/н «Площадь Карла Маркса — Новосёловский поворот»: Комсомольская — 1-Посадская — Тургеневский мост — Брестская [обратно Тургенева] — Октябрьская — Болховское шоссе.

2004 — 2007
б/н «Ж/д вокзал — Новосёловский поворот»: Московская — Красный мост — Комсомольская — 1-Посадская — Тургеневский мост — Брестская [обратно Тургенева] — Октябрьская — Болховское шоссе

2007 — по настоящее время
№67. Смена номера без каких-либо других изменений.
_______________________________________________________________________________________________________________________

№25
Конец 1980-х — 2004
№25 «Площадь Карла Маркса — Мезенское педучилище»: Комсомольская — 1-Посадская — Тургеневский мост — Брестская [обратно Тургенева] — Октябрьская — Болховское шоссе.

2004 — 2007
№25 «Ж/д вокзал — Мезенское педучилище»: Орджоникидзе — Московская — Красный мост — Комсомольская — 1-Посадская — Тургеневский мост — Брестская [обратно Тургенева] — Октябрьская — Болховское шоссе.

2007 — декабрь 2008
№24. Смена номера без каких-либо других изменений. Вскоре закрыт.
_______________________________________________________________________________________________________________________

№26
Конец 1980-х — 2007
№26 «Весёлая слобода — Д/к Металлургов»: Часовая — Восход пер. — Генерала Родина [обратно напрямую с Генерала Родина на Часовую] — Наугорское ш. — Лескова — Пионерская — Октябрьская — Болховское ш. — мост — Раздольная — путепровод — Михалицына — Московское ш. — Металлургов - Космонавтов [обратно по улицам Космонавтов и Бурова с выходом на шоссе]. Есть мнение, что открыт в 1988 году.

С 2007
№23 «Весёлая слобода — Санаторий Лесной»: Часовая — Восход пер. — Генерала Родина [обратно напрямую с Генерала Родина на Часовую] — Наугорское ш. — Лескова — Пионерская — Октябрьская — Болховское ш. — мост — Раздольная — путепровод — Михалицына — Московское ш. — Металлургов [обратно по улицам Космонавтов и Бурова с выходом на шоссе] — Раздольная.
В 2007 маршрут переименован без изменения трассы следования. С этого времени муниципальные автобусы на нём почти не встречались. В 2011 году на маршруте работало несколько больших муниципальных автобусов.
_______________________________________________________________________________________________________________________

№26к
Начало 2000-х
№26к «Больница им. Семашко — Администрация Северного района»: Приборостроительная — Октябрьская — Болховское ш. — мост — Раздольная — путепровод — Михалицына — Московское ш. , до перекрёстка с ул. Бурова. Точно существовал в 2003-2005 годах. Открыт и закрыт не далеко от этих дат.
_______________________________________________________________________________________________________________________

№27
01.1989 — 2004
№27 «Площадь Карла Маркса — Зареченская ПМК»: Комсомольская — Карачевское ш — Васильевская — Колхозная — 2-Пушкарная — пос. Орлик — пос. Зареченский - Центральная.

2004 — 2007
№27 «1-Посадская — Зареченская ПМК»: Маяковского — Розы Люксембург [обратно напрямую с Комсомольской на 1-Посадскую] Комсомольская — Карачевское ш. — Васильевская — Колхозная — 2-Пушкарная — пос. Орлик — пос. Зареченский - Центральная.

2007 — декабрь 2008
№22. Смена номера без каких-либо других изменений. Вскоре закрыт.

_______________________________________________________________________________________________________________________
Двадцать седьмой — стал максимальным автобусным маршрутом, который был открыт в Орле в 1989 году. Все последующие маршруты присваивались уже маршрутным такси, экспрессам и частным автобусам.
*
Данными начиная с 2010-х годов эта страничка пополняться не будет. Дальнейшая история маршрутов будет прослеживаться тут:
http://orel-transport.ru/articles.php?gid=215

_______________________________________________________________________________________________________________________

Примечание.
Старое название — современное название:
Володарский пер. - Воскресенский пер.
Интернатная ул. - Игнатова ул.
Карла Либкнехта пл. - Комсомольская пл.
Кромская ул. - Комсомольская ул.
Кромская пл. - Комсомольская пл.
Кооперативная ул. - Гостиная ул.
Кирпичный завод №8 - Комсомольская в районе домов 272-288
Маяковского ул. - Гостиная ул.
Медицинская ул. - Матвеева ул.
Монастырка — бывшее кольцо на улице Горького в районе дома 42.
Новосильская ул. - Пушкина ул.
Победы пл. - Ленина пл.
Разградская - Красноармейская.
Рабочий пер. - 5-Августа ул.
Садовая ул. - Горького ул.
Сакко и Ванцетти ул. - Карачевская ул.
Сакко и Ванцетти пер. - Михаила-Архангела пер.
Спортивная ул. - Генерала Родина ул.
Стрелецкая слобода - вдоль Комсомольской улицы от ул. МОПРа и дальше.
*
Гостиная улица (торговые ряды) в разные годы носила названия или была в составе улиц: Кооперативная, Маяковского, Сталина, Московская.
*
Названия улиц даны по первой (левой) дате столбцов.
*
Слово "улица" в описании трасс маршрутов, для упрощения чтения текста, не пишется.
*
"По настоящее время" - то есть на 2011 год. Далее наблюдение не ведётся.
*
8 - основные маршруты
8к - укороченные варианты основных маршрутов. Трасса может не совпадать с основным маршрутом.
16д - дачный

_______________________________________________________________________________________________________________________
© Подготовил для данного сайта: Kиpeeв Aндpeй. 2011-2014г.

Фотографий на странице: 0