ОРЛОВСКИЙ ТРАНСПОРТ
Неофициальный сайт общественного транспорта Орла и Орловской области

ОРЁЛ, "Золотая колесница 2009" в Орле.

ГОРОДСКИЕ НОВОСТИ.
"Золотая колесница" - в Орле.
МУП "Трамвайно-троллейбусное предприятие" стало лучшим предприятием транспортной отрасли России.
Так решили организаторы Всероссийского конкурса "Золотая колесница", учреждённого по инициативе Министерства транспорта и связи РФ и Комитета по транспорту Государственной думы. Национальная общественная премия транспортной отрасли России "Золотая колесница" - самая престижная и значимая для профессионального транспортного сообщества.
Кстати, по итогам предыдущего конкурса орловские электротранспортники основательно закрепились в десятке лучших предприятий страны. И вот теперь - лучшие! А ведь за пальму первенства боролось более тысячи предприятий страны!

Тройка летящих коней, впряжённых в золотую колесницу - теперь эта знаменитая статуэтка украшает стол в кабинете генерального директора МУП "Трамвайно-троллейбусное предприятие", заслуженного работника транспорта РФ, члена президиума регионального отделения партии "Единая Россия", секретаря политсовета Заводского местного отделения партии "Единая Россия" А.Я. Коровина. Рядом в коробочке на красном бархате золотом же блестит медаль лауреата.
Сияет, не скрывает своей радости и Александр Яковлевич, который участвовал в торжественной церемонии награждения лауреатов конкурса, проходившей в Государственном Кремлев­ском дворце 9 декабря. Согласитесь, веский повод для праздничного настроения: в тяжелейший для страны кризисный год, при довольно сложной финансовой ситуации на самом ТТП (об этом ниже расскажем подробнее) стать лучшим предприятием страны. Иначе говоря, заслуги орловских электротранспортников как лучших в стране признаны не только Государственной думой и Министерством транспорта России, но и общественностью, народом.
Думаю, жители города Орла никогда и не сомневались, что их трамвайно-троллейбусное - самое-самое. Трамваи и троллейбусы в любое время года ходят как часы. А вот все ли знают, как тяжело этот транспортный порядок, эта надёжность даются коллективу ТТП? И многие ли помнят, как ещё несколько лет назад наше трамвайно-троллейбусное предприятие было банкротом?
- В феврале 2003 года я принял предприятие в тяжелейшем финансово-экономическом и техническом состоянии, - напомнил А.Я. Коровин. - Оно было в долгах как в шелках. Зар­плата не выплачивалась вовремя, накопились многомиллионные долги по налоговым обязательствам, практически не перечислялись средства за перевозку целой армии льготников... Более чем на 80 % были изношены основные фонды. А теперь наше трамвайно-троллейбусное предприятие - лучшее в России. Да, это настоящий праздник - и лично мой, и всего коллектива ТТП, который достиг этих высоких заслуг исключительно своим самоотверженным трудом. Скажу больше - это награда всех орловцев, ведь это ещё один вклад в копилку нашего славного Орла - города первого салюта, города воинской славы.
- Александр Яковлевич, признайтесь: неужели у вас не было сомнений относительно результатов конкурса?
- Знаете, я, довольно регулярно общаясь с коллегами из других городов, примерно знаю состояние в отрасли пассажирских перевозок в России. Очень хорошо знаю проблемы электротранспорта - они типичны для всех муниципальных предприятий. Недавно, 3 декабря, я участвовал в работе круглого стола, который организовал и провёл Комитет по транспорту Госдумы. Речь шла о нормативно-правовом регулировании деятельности городского наземного электрического пассажирского транспорта. Мне дали возможность выступить, и, к слову, многие мои предложения нашли поддержку участников круглого стола.
- Раз уж мы так резко перешли от праздника к проблемам, Александр Яковлевич, какие из них, на ваш взгляд, являются сегодня особенно острыми.
- В числе общих проблем - несовершенство законодательно-правовой базы функционирования отрасли. В частности, отсутствие экономически обоснованных тарифов на пассажирские перевозки привело к недостатку средств для обновления подвижного состава и поставило на грань катастрофы многие предприятия электротранспорта. К сожалению, с улиц ряда российских городов уже ушли экологически чистые и пассажироёмкие трамваи и троллейбусы. Например, по улицам Архангельска, Астрахани, Иваново, Воронежа и других крупных городов уже не ходят трамваи, пущенные там более 100 лет назад...

Парк трамваев и троллейбусов многих муниципальных предприятий находится в плачевном состоянии - износ подвижного состава перешагнул критический порог. Статистика тревожна: удельный вес трамваев, выработавших нормативный срок, сегодня составляет в стране 75 процентов и 55 процентов - троллейбусов.
Между тем аккумулировать средства на освежение парка предприятиям электротранспорта в силу ряда причин не удаётся. В том числе и потому, что они работают в условиях большой налоговой нагрузки. Их, совершенно забывая о выполняемой ими важной социальной роли, почему-то приравнивают к промышленным предприятиям.
Думаю, ситуацию могло бы исправить принятие федерального закона об общих принципах организации транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярного сообщения. Необходимы, например, чёткие правила утверждения городской транспортной схемы.

Давно также назрел вопрос разработки и утверждения на федеральном уровне единой методики формирования тарифов на перевозку пассажиров городским электрическим транспортом. И, конечно, ясной методики по возмещению затрат, понесённых предприятием при перевозке пассажиров-льготников и работе в нерентабельное время (раннее утро и поздний вечер) и на нерентабельных маршрутах (это когда трамвай или троллейбус ходят по некоторым улицам почти пустыми), ведь никогда частник не поедет туда, где он останется без прибыли. Лично я считаю, что, предоставляя каким-либо категориям граждан льготы, нужно обеспечивать это соответствующим финансовым подкреплением. И всё - сами собой отпадут проблемы, которые сегодня серьёзно отравляют жизнь транспортникам. Нужно понять простые вещи: если мы заставляем какой-то механизм работать на полную мощность и при этом не поддерживаем его в рабочем состоянии, то он в скором времени просто изнашивается. Нельзя работать на износ, подчистую вычерпывая запас прочности.

- Александр Яковлевич, вернёмся к приятному - к "Золотой колеснице". Такая высокая награда... Мэрия должна, образно говоря, носить вас на руках: стабильно работающее пред­­­приятие, вовремя выплачивающее людям зар­плату и рассчитывающееся по налогам. Носит?
- Оставлю этот вопрос без комментариев (печально улыбается)... Хотя... Ну вот смотрите: нам срезали объём финансирования на 2009 год. Изначально он был утверждён по ТТП в сумме 52 миллиона рублей - это чуть больше 30 процентов причитающейся нам суммы средств. Но потом, мотивируя свои действия проблемами бюджета, мэрия Орла с нас срезала ещё 20 миллионов. Кроме того, вместо города мы внесли 4,8 миллиона рублей в качестве софинансирования в рамках гос­программы закупки подвижного состава. То есть, купив через муниципалитет один троллейбус, мы три получаем от государства бесплатно. Это, конечно, прекрасно, но в итоге наше предприятие получилось недофинансированным на 25 миллионов рублей. Недавно я встречался с губернатором области Александром Петровичем Козловым. Мы хорошо поговорили. Я нашёл в его лице человека, очень заинтересованного в чёткой, бесперебойной работе самого массового городского транспорта. Губернатор обещал всемерную поддержку нашему предприятию.
- Сейчас ТТП остаётся чистым: нет долгов по налогам, зарплате, по кредитным обязательствам?
- Никаких долгов за нашим предприятием нет. А кредиты мы вообще не берём - это очень рискованно.
- Александр Яковлевич, какой всё-таки, по-вашему, должна быть финансовая составляющая, чтобы ТТП устойчиво работало в следующем году?
- Мы на билетах зарабатываем 18 миллионов рублей в месяц. Плюс город и область за перевозку льготных пассажиров в соответствии с методикой расчёта Росстата должны нам отдавать ещё 15 миллионов рублей. Итого: 33 миллиона. Этих денег хватит на то, чтобы немного поднять заработную плату работникам ТТП, поддерживать имеющийся парк машин в нормальном техническом состоянии и платить налоги, а также рассчитываться за энергоресурсы, которые регулярно дорожают.
- А выйдут в следующем году на улицы Орла новые троллейбусы или трамваи?
- Обязательно выйдут... Если у нас будут деньги на их закупку.
- Вы как-то сказали, что кризис пугает того, кто не может или не хочет работать. Кризисный год заканчивается - вы не переменили своего мнения?
- Действительно, 2009-й был очень трудным годом. Признаюсь, что удержать предприятие нам удалось лишь благодаря финансовым средствам, которые мы в прошлом году отсудили у Минфина. Мы постарались грамотно ими распорядиться. Но, в самом деле, кризис не страшен тем, кто хорошо знает своё дело и хочет работать. Как умеет работать коллектив нашего ТТП - свидетельствует диплом лауреата престижного национального конкурса. Сегодня нужно сделать всё возможное, чтобы все наши предприятия поднимались с колен, начинали работать в полную силу, чтобы меньше было безработных, чтобы орловцы были уверены в завтрашнем дне. Знаете, меня просто коробит, когда "доброжелатели" для смягчения напряжения в ТТП советуют сократить чуть ли не половину коллектива предприятия. Сократить?! Как?! Резать по живому? Определять: одна половина работников есть хочет, а другая нет? Да и куда, в какой частный бизнес сегодня пойдёт монтёр пути или электрослесарь, или механик, который всю жизнь отработал на одном предприятии? Это приговор. Наш высоко­профессиональный коллектив - вот главное средство от кризиса.

Николай СОЛОПЕНКО.

Газета "Орловская правда", 15 Декабрь 2009 год.

Фотографий на странице: 0