ОРЛОВСКИЙ ТРАНСПОРТ
Неофициальный сайт общественного транспорта Орла и Орловской области

г. ОРЁЛ, История различных видов транспорта: Железная дорога: ч. 5

«ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ»

Изменения и дополнения.

_______________________________________________________________________________________________________________________

___Фирменный «Орёл-Москва»___
С ноября 2014 года отменён, памятный не одному поколению орловцев, пассажирский поезд сообщением «Орёл-Москва» / «Москва-Орёл».
Сфотографировав состав, ещё привычно стоявший вчера у платформы №2 и придя вечером домой, я поймал себя на мысли, что вообще ничего не знаю о истории этого поезда. Интернет дал лишь отрывистую информацию максимум 10-летней давности. Пришлось немного покопаться в литературе, газетах. Никак не мог найти дату пуска этого поезда. Не дюже это масштабное событие, дабы отражать его в городских хрониках и летописях. Но нашлось две даты, которые разнились между собой аж на 2 года. Поняв, что истину можно найти лишь в одном проверенном месте — после работы устремляюсь в библиотеку. Цель — поиск даты пуска нашего фирменного поезда «Орёл». Наиболее достоверно было известно, что это 1967 год.
Найти точно даты, когда начал курсировать поезд именно между Орлом и Москвой пока не удалось. Известно лишь, что в 1868 году пассажирское сообщение по построенной железной дороге было открыто поездом №3/4 Москва-Курск/Курск-Москва. В имеющемся расписании на 1930 год поезда «Орёл-Москва» так же не наблюдается. Далее, ближайшая информация проскочила лишь в газете за 1965 год.
1965 год. В небольшом газетном журналистском очерке (газета «Орловский комсомолец») проскочили строки: «... До отправления поезда №274 Орёл-Москва осталось пять минут. ...». Далее по описанию было понятно, что поезд ещё не был фирменным. Но когда был пущен, к сожалению, тоже не указывалось.
И вот, нашлась та — самая нужная статья о пуске фирменного поезда «Орёл»!
1967 год, 1 июля — в газете «Орловская правда» (01.07.1967г.) опубликована заметка о том, что из Орла отправился в свой первый рейс новый фирменный поезд «Орёл». Газета пишет об этом, как о уже состоявшемся событии, значит первый рейс мог быть 30 июня.
Так, на несколько последующих десятилетия поезд 603/604 Москва-Орёл/Орёл-Москва стал неотъемлемым спутником, пользующихся железной дорогой, орловцев.
1994 год, январь — на орловском вокзале отправление пассажирского поезда «Орёл» теперь сопровождается звуками марша «Прощание славянки». Эта традиция сохранится до самого последнего дня работы маршрута (в 2014 году).
1994 год, август - поезду восстановлен статут «фирменный», который был упразднён несколько лет назад.
2006 год — поезд переименовывают и теперь он называется - «Тургенев».
2013 год, май — после очередного предписания на закрытие по причине нерентабельности составу сменили номер на 033/034 Москва-Орёл/Орёл-Москва. Как говорили проводницы — перенумерация и была нужна для сохранения поезда. Но разговоры об отмене не прекращались до последнего. И ровно через полтора года руководство ОАО РЖД сочло поезд не рентабельным и предписало упразднить.
2014 год, 31 октября — последний рейс фирменного поезда №034 Орёл-Москва «Тургенев». В 23.30 поезд привычно отправился в столицу от «второй» платформы орловского вокзала.
2014 год, 4 ноября — видимо по причине большого пассажиропотока после праздников, пускают разовый поезд сообщением Орёл-Москва. Это уже был не «Тургенев» (вагоны были другие). Номер поезда №234В. Но он как обычно отправился из Орла от платформы №2 в привычное время, сопровождаемый «Прощанием славянки». В Москву прибыл так же в привычное время «Тургенева».
http://img-fotki.yandex.ru/get/6737/192799999.12/0_10e332_ea3cf251_orig
http://img-fotki.yandex.ru/get/3306/192799999.12/0_10e333_1110e827_orig
http://orel-transport.ru//photos/53897.jpg
http://img-fotki.yandex.ru/get/6835/192799999.12/0_10e339_286bb4f8_orig

___Скоростной электропоезд Москва-Орёл___
Прокатиться на, уже в ушедшей в историю скоростной электричке, довелось где-то через несколько месяцев после её пуска. Конечно всё тогда было в новинку. Сам факт того, что расстояние от Москвы до Орла можно было преодолевать за четыре с половиной часа — уже был большим прорывом. До этого приходилось пользоваться пассажирскими поездами, зачастую транзитными через Орёл. Из Москвы было уезжать не очень удобно и дорога занимала от шести часов и более. Новый же экспресс выезжал из Москвы в 6 часов вечера, в конце дня и уже в 22.35 прибывал в Орёл, где ещё ходили трамваи (и другой транспорт) и можно было спокойно уехать от вокзала домой. И как-то вот в таком определённом ритме — 15 лет. Очень радовали интерьеры вагонов. Сидения во втором классе были расположены по «самолётному» типу и при закрытых окнах в вагоне было очень тихо, что на ровных рельсах да при большой скорости придавало ощущение — полёта на самолёте. Конечно, ещё одним большим плюсом была — достаточно низкая цена на билеты, по сравнению с пассажирскими поездами.

3 сентября 1999 года - электропоезд ЭД4МК-0024 начал курсировать между городами Москва и Орёл по маршруту № №825 /826. В нашей стране именно эти направления открывали новый тогда вид железнодорожных перевозок. Специально для них на Демиховском машиностроительном заводе было выпущено несколько первых электропоездов ЭД4МК (индекс «К» означал — повышенный комфорт).
Первый электропоезд - ЭД4МК-0020 - был изготовлен в мае 1999 с исполнением вагонов для 1,2 и 3 классов. И 30 мая этот состав отправился по маршруту "Москва-Тула". На нём ему и предстояло работать долгие годы. А вскоре был принят в эксплуатацию и его собрат — электропоезд ЭД4МК-0024, которому и предстояло без малого 15 лет проработать на маршруте Москва-Орёл. Конечно были и подмены, когда наша электричка была на ремонте. Надо отметить, что к качеству её исполнения было достаточно много нареканий у обслуживающего персонала. Наиболее часто наша электричка подменялась тульской (-0024 на -0020). Так все эти годы они в паре и работали.
В ноябре 2010 года к ним добавился подобный экспресс сообщением Москва-Курск, на котором в основном стал работать состав ЭД4МК-0089.
Отработав 10 лет -0024 прошла капитальный ремонт и конечно немного изменилась, особенно внутри вагонов. Но после этого ремонта проблемы с её эксплуатацией увеличились. Сказывалось общее старение. Да и как пишут на специализированных сайтах — для таких расстояний (Москва-Орёл) эти электропоезда были годны с очень большой натяжкой. Многие удивлялись, как они работали до сих пор и возлагали надежны на специалистов вагонных депо, обслуживающих их.
В 2007 году электропоезду ЭД4МК-0024 присвоили собственное название - «Леонид Карпов».
В 2013 — перекрасили из стандартного бело-синего в корпоративные цвета РЖД (красно-серый).

В последний раз довелось прокатиться на этом электропоезда из Москвы этой весной. Старение чувствовалось во всём: и на интерьерах салона и на ходовых качествах (при сильном разгоне начиналась ощутимая вибрация). Но несмотря ни на что, при выборе поезда - предпочтение всегда отдавалось ей. За 15 лет можно ко многому привыкнуть :)
Три месяца не хватило до полного 15-летия. Когда сфотографировал последний поезд прибывший в Орёл, немного поговорил с машинистом. Пока выходили пассажиры он сидел на корточках в дверях кабины и курил. Он помнил дату её пуска и, наверное, управлял ей ещё с тех самых дней. Показалось, что он был грустным. Поблагодарил их на прощание, проводил стоя на платформе уезжающую в тупик электричку. На том и разошлись...
Теперь, в скором времени, предстоит оценить новую «Ласточку». Это хорошо, что они подстроили их расписание под графики старых электричек. Попробуем, пощупаем — тогда и расскажу, что да как.
На память немного фотографий.
http://img-fotki.yandex.ru/get/9767/192799999.b/0_f4941_56b24c3_orig
http://img-fotki.yandex.ru/get/9667/192799999.b/0_f4942_8958ace4_orig
http://img-fotki.yandex.ru/get/9817/192799999.b/0_f4943_4dada8e6_orig
http://img-fotki.yandex.ru/get/6707/192799999.b/0_f4944_3443ca5f_orig
http://img-fotki.yandex.ru/get/9668/192799999.b/0_f4945_fdee6c56_orig
Вагоны 1 и 3 классов; прибывший в Орёл электропоезд из последнего рейса (31.05.2014г.):
http://img-fotki.yandex.ru/get/9666/192799999.b/0_f4946_22830dcf_orig
http://img-fotki.yandex.ru/get/9064/192799999.b/0_f4947_27b1c43c_orig
http://img-fotki.yandex.ru/get/9666/192799999.b/0_f4948_530bd86a_orig

___Паровозы.___

Верховье.
Л-0583 --- порезан в 200*
Л-1637 --- порезан в Орле в 2009г.
Л-1768 --- порезан в 200*
Л-1822 --- порезан в 2005г.
Л-2254 --- порезан в Орле в 2009г.
Л-2336 --- порезан в 200*
Л-2335 --- порезан в 200*
Л-2355 --- порезан в 200*
Л-4191 --- порезан в 200*
Эр761-36 --- порезан в 200*
Эр765-42 --- порезан в 2005г.
Эр765-19 --- порезан в 2005г.
Эр796-87 --- порезан в 200*
Эр798-22 --- порезан в 199*

Паровозы-памятники.
9П-178 --- памятник, Орёл, ТМК Гринн. Уст. 2012г. (из депо Лихоборы).
Эр740-38 --- памятник, Верховье. Уст. 1989г. (из депо Верховье).
Л-1822 --- памятник, Мценск. Уст. 2005г. (из депо Верховье).
Л-3036 --- памятник, Скуратово. Уст. 2005г. (из депо Верховье).
Ов-4775 --- памятник, Орёл. Уст. 1988г. (из депо Орёл).

__________«Базы данных по подвижному составу орловских ТЧ.»__________
Базу данный локомотивов Депо Орёл и депо Верховье можно посмотреть на аналогичном сайте trainpix
trainpix.org Депо Орёл
trainpix.org Депо Верховье

_______________________________________________________
© Подготовил для данного сайта: Kиpeeв Aндpeй. 2015 год.

Фотографий на странице: 0