ОРЛОВСКИЙ ТРАНСПОРТ
Неофициальный сайт общественного транспорта Орла и Орловской области

г. ОРЁЛ, История различных видов транспорта: Авиация: ч. 2



>Начало<

__________«ПОСЛЕДНИЕ САМОЛЁТЫ»__________
Судьба всех трёх наших самолётов ЯК-40 такова:
RA-87829 автор последний раз видел его в Орле, на стоянке самолётов в июне 2007 года. Тогда на ней стояло 2 больших самолёта. Это были RA-87829 и RA-87838. Вскоре первый из них куда-то пропал. Пропал казалось бы бесследно. Но позже, по подсказке одного хорошего человека, приславшего ссылку к нам на сайт, информация о нём была найдена на одном из авиасайтов. В середине 2008 года он уже принадлежал авиакомпании «Былина» и эксплуатировался на пассажирских авиалиниях в Москве и С.Петербурге. 21.05.2010 переведён из пассажирской в экспериментальную авиацию. И стал принадлежать СибНИА им. Чаплыгина.
В августе 2010 года сфотографирован летящим в изменившейся окраске в Екатеринбурге в аэропорту Кольцово. В ноябре 2011 года - в Новосибирске. Так уцелел один наш ЯК-40.

UPD! По состоянию на 2015 год Як-40 RA-87829 по прежнему принадлежит новосибирскому СибНИА им. Чаплыгина и самое интересное продолжает наматывает летные часы! Не смотря на свой уже преклонный, по меркам авиации, возраст в 42 года! Фото Андрея Чурсина с сайта RussianPlanes.net.




RA-87568 Ещё в 2003 году этот самолёт находился в орловском аэропорту. Все три самолёта хорошо видны на спутниковых снимках за этот год. Есть версия, что позже был сломан и переправлен в город Брянск. Но в каком точно году пока не ясно. В интернете есть его фотографии в Брянске, но за какой точно год не известно. Вероятно уже ближе к 2010 - 2011 годам. С виду корпус ещё целый, но уже видны некоторые разобранные элементы (как то - одна из турбин). До последнего так и стоял в Брянске, в местном аэропорту. Продан из собственности города Орла 07.2011 года.
UPD! Тогда же порезан на металл в Брянске. Последнее фото датируется 2008 годом в Брянске. На нем самолет со сломанной хвостовой турбиной стоит посреди поля все еще с надписью Орел Трансаэро.

RA-87838 (тот самый, прошедший модернизацию, на котором в последнее время летал губернатор области) после закрытия последних рейсов из орловского аэропорта всё это время стоял на стоянке самолётов среди «кукурузников» в орловском аэропорту. С виду состояние целое, но слышал, что он уже не ходовой. Продан из собственности города Орла 07.2011 года.
В начале ноября 2011 года самолёт перевезён в частично порезанном виде на Половецкую улицу в Орле. Там отгружен в древесной посадке между проезжей частью улицы и жилым домом владельца самолёта. Постепенно разбирается на металлолом и вывозится на пункт приёма. Картина удручающая. А местные жители ломают голову о таинственном приземлении лайнера на Половецкую улицу.

Судьба самолётов АН-2 такова:
Все они были с годами порезаны на территории орловского аэропорта или вывезены с него. Последние два самолёта стоявшие в аэропорту были АН-2: RA-40482 и СССР-70137. В ноябре 2011 года они полуразобранные стояли на своей старой, привычной стоянке.
Пять АН-2 вывезли из аэропорта на территорию планерного клуба в Пугачёвке (предположительно в 2006 году). Это были самолёты RA-02238, RA-02240, RA-02241, RA-02243, RA-01426. Первые 4 в дальнейшем убыли в другие регионы страны, а пятый в виде остова долго стоял в планерном клубе, где в итоге был утилизирован.
По официальным данным в лучшие времена в Орловском АП было до пятидесяти самолётов АН-2.
По состоянию на конец 2014 года в области было 5 самолётов АН-2:
RA-02244, RA-33555, RA-17822 - сельхозавиация (аэродром Лаврово),
RF-01201, RF-02345 - ДОСААФ (аэродром планерного клуба Пугачёвка).

__________«ТЕХ. ДАННЫЕ АЭРОПОРТА "ЮЖНЫЙ"»__________
Коды аэропорта:
ИКАО — УУОР
ИАТА — PEL
Внутренний — ОЕЛ

Местонахождение: Россия, г. Орел
РЦ УВД (FIR): УУОО
Управление: МТУ Центральных районов ФСВТ России
KTA: N5256; Е03600; +6 гр.; +200 м;
Местное время (UTC): +3/+4
Время работы (UTC): 05.00-16.00
Принимаемые возд.суда: Ан-24 и ВС классом ниже, вертолеты всех типов
Базирующиеся авиакомпании: "Орловское АП"

ВПП — ИВПП 04/22
Класс ВПП — В
Размеры — 2500 х 45
Макс взлётн. вес ВС — 98
PCN — 27/F/D/Y/T
Магн. курс посадки — 44/224
Покрытие ВПП — Асфальтобетон
ССО — ОМИ

Сайт: отсутствовал
Эксплуатант аэродрома: ГУП "Орловское АП"
Руководитель: Кугель Владимир Викторович
Телефон: (08622)2-20-56, 6-20-45, 2-10-06
Факс: (08622)6-20-45, 2-10-06
АФТН: УУОРКОЬЬ
Телекс:
E-mail:

Службы аэропорта: ОЭПСиС; Коммерческий отдел; ГСМ; АДП; ИАС; Летный отряд; Бухгалтерия.
Организации, расположенные на аэродроме: ГП "Орловский центр УВД"

__________«О ПРОИСШЕСТВИЯХ»__________
В 1990 г. в небе над Орловской областью были совершены две попытки захвата самолётов во время полёта. Оба раза это были самолёты АН-2 выполняющие обычные рейсы. Попытки сопровождались применением физической силой к экипажу. Но оба раза героические действия пилотов помешали злоумышленникам в осуществлении своих планов. Преступники были задержаны.
В 1997 г. в Орловском районе разбился спортивный самолёт Вильга аэродрома ДАСААФ. Погибло 3 человека находившихся на борту. Причина - нарушение правил полётов и управления самолётом.
10.1971 г. - разбился истребитель МиГ-19 орловского ИАП. Лётчик погиб.
О крушениях самолётов гражданской авиации пока информация не попадалась.

__________«ЧТО НАХОДИЛОСЬ НА ТЕРРИТОРИИ АЭРОПОРТА "ЮЖНЫЙ" (по данным на 2011г.)»__________
После перебазирования авиапредприятия на место нынешнего аэропорта «Южный» и до закрытия, на его обширной территории размещались следующие основные капительные объекты:
1) Административное здание АТБ, ремонтные мастерские самолётов, склады, аккумуляторная и котельная (в настоящее время в зданиях полная разруха);
2) Здание пассажирского терминала и КПП (закрыты, но не общедоступны);
3) Здание штаба Орловского авиаотряда (сгорело до закрытия аэропорта)
4) Орловский центр ОВД филиала, Аэронавигация Центрального региона (выделено в самостоятельное подразделение до закрытия аэропорта. Предположительно ещё действует, но близок к закрытию).
5) Гараж авиаотряда (разрушен, до голых стен);
6) Подсобное хозяйство (разрушено, до голых стен);
7) Внутренняя пожарная часть (разрушена, до голых стен);
8) Метеостанция (действует для нужд города и после закрытия аэропорта);
9) Физкультурно-оздоровительный комплекс (закрыты, но не общедоступны);
10) Территория радарных установок (действующие);
11) Здание центральной диспетчерской у взлётной полосы (не действует, закрыто);
12) Старые военные склады оставшиеся от 472 ИАП (вывезены в середине 2000-х годов. К 2011 всё разрушено).
13) Взлётно-посадочная полоса (сохранена, но начала зарастать).

__________«АВИАЦИЯ В ГОРОДСКИХ СПРАВОЧНИКАХ»__________
В этой небольшой главе представлю информацию, встречающуюся в различных справочных изданиях разных лет.:
1930 — информация в справочнике отсутствует;
1940 — телефонный справочник; Аэропорт, тел. 4-87;
1949 — информация в справочнике отсутствует
1955 — адресный справочник; Аэропорт, Наугорское шоссе, тел. 36-05, 27-62 диспетчер.
1963 — телефонный справочник; Аэропорт ГВФ, Наугорское шоссе, тел. 50-08 нач. аэропорта, 47-62 отдел перевозок.
1975 — телефонный справочник; Аэропорт гражданской авиации, Наугорское шоссе, тел.
6-50-08 начальник аэропорта; 6-54-01 отдел применения авиации в народном хозяйстве; 6-47-62 отдел перевозок; 6-30-10 метеостанция.
Аэродром спортивного планерного клуба, дер. Пугачёвка, тел. 5-45-98.

1986 — телефонный справочник; Аэропорт Южный гражданской авиации, Планерная улица, тел.
6-20-45 начальник; 6-53-66 зам.командира по наземным службам; 6-30-10 отдел применения авиации в народном хозяйстве; 6-29-55 отдел кадров; 2-35-78 метеостанция; 6-36-07 линейная милиция; 6-43-89 грузовой склад; 6-39-36 общежитие; 6-50-08 гостиница Аэрофлота; 6-52-96 отдел ВОХР; 2-10-06 справочная отдела перевозок; 5-34-12 касса агентства Аэрофлота (трансагентство); 5-31-27 справочное агентство (трансагентство).
Аэродром спортивного планерного клуба, Орловский район, дер. Пугачёвка, тел. 5-45-98.

1993 — общий справочник; Аэропорт, Планерная улица, тел. 2-10-06 справочная; 5-34-12 касса агентства Аэрофлота (трансагентство); 5-31-27 справочное агентство (трансагентство).

2004-2005 — телефонный справочник; Авиапредприятие орловское ГУП, Кромская улица 12, тел. 72-20-56 приёмная; 72-10-06 коммерческий отдел.
Центр аэронавигации, орловский филиал, Планерная улица 1, тел. 41-63-63 приёмная; 76-49-85 гл.инженер; 72-09-23.

2007-2008 — телефонный справочник; Авиапредприятие орловское ОГУП, Кромская улица 12, тел. 72-20-56 приёмная; 72-10-06 коммерческий отдел.
Орловский центр обслуживания воздушного движения, Планерная улица 1, тел. 74-15-47, 76-41-62, 72-09-23 тел/факс.

2009 — телефонный справочник; Орловский центр, ФГУП филиала «Центраэронавигация», Планерная улица 1, тел. 74-15-47 директор, секретарь; 72-65-70 аэродромно-диспетчерский пункт.
Информация о гражданском аэропорте «Южный» отсутствует.

__________«КАКИЕ САМОЛЁТЫ ЭКСПЛУАТИРОВАЛИСЬ В ОРЛЕ В РАЗНЫЕ ГОДЫ»__________
Попробуем по, имеющейся информации, собрать в таблицу данные о типах местных самолётов летавших в орловском небе.

Гражданские:
1911 - биплан конструкции «Фармана». Первый самолёт приземлившийся в Орле.
1923 (1921?) - "Илья Муромец", первый самолёт начавший перевозить пассажиров из Орла, транзитом по линии Москва-Харьков.
К сожалению пока ничего не известно о летательных аппаратах в предвоенные года. Своих самолётов в Орле вероятно не было, а пролетали с посадкой только транзитные.
1950-е годы. ЯК-12 упоминался в газетных статьях о аэропорте за 1950-е годы.
С 1960-е годов самолёт АН-2 вероятно и стал самым долго эксплуатирующимся у нас самолётом. Мог массово поступить уже в те годы для полностью восстановленного аэропорта гражданской авиации.
1980-е годы. В пассажирской, почтово-багажной и сельскохозяйственной авиации продолжают основной массой работать самолёты АН-2. В середине этого десятилетия в аэропорт поступили первые самолёты Л-410. По одной версии их поступило 2, по другой 3.
1990-е. В 1991 году в орловское АП поступили 3 самолёта ЯК-40. В начале 90-х самолёты Л-410 уже не эксплуатировались. Вероятно вскоре исчезли из аэропорта. Долгое время в аэропорту простояло пару самолётов АН-32. Ещё в Советское время были большие планы по устройству грузовых рейсов из Орла в другие города, для чего и нужны были большие грузовые самолёты подобного типа. Всё перечеркнул развал союза и АНы вскоре исчезли из аэропорта.
2000-е. Угасание авиапредприятия приводило в списыванию и утилизации своих самолётов.
2011, октябрь - последний ЯК-40 покинул его территорию после продажи. На тот момент на стоянке аэропорта оставались два последних сильно разобранных самолёта АН-2.

Военные:
За время базирования истребительного полка в Орле в нём эксплуатировались истребители:
ЯК-17в (1950г.);
МИГ-15; МИГ-15бис (1951; 1953гг.)
МИГ-17; МИГ-17ф; МИГ-17пф (1954; 1956; 1961гг.)
МИГ-19;. МИГ-19св; МИГ-19 пн (1955; 1957; 1970гг.)
Полк выведен из города в 1979 году. Списанные и оставшиеся в Орле истребители вплоть до 1990-х годов стояли на задворках аэропорта «Южного».

Спортивный клуб ДОСААФ
В советские годы: самолёты: АН-2, Як-12, и планера.
В настоящее время: самолёты: Вильга-35А, Ан-2, и планера: Л-13 "Бланик", Л-23 "Супер-Бланик", Янтарь-Стандарт 3. С середине 2000-х ещё был замечен не рабочий Як-52. Так же аэроклуб имеет несколько вертолётов.

__________«ОРЛОВСКИЙ АЭРОКЛУБ»__________
Более полувека назад в один из весенних дней в нашей, 34-й железнодорожной средней школе, размещавшейся на третьем этаже бывшей духовной семинарии (ныне железнодорожный техникум), неожиданно появилась светловолосая девушка в форме летчика Осоавиахима. Нас, учеников 9—10-х классов, собрали в длинном коридоре школы и сообщили о том, что в Орле открывается аэросклуб Осоавиахима, где будет проводиться обучение пилотов для гражданской и военной авиации.
В школе постоянно работал кружек ПВХО (противовоздушная и химическая оборона), занятия с наим проводил инструктор Осоавиахима, но вот, что в нашем городе можно научиться летать на самолете, мы не поверили. Правда, некоторые из нас уже занимались в планерной школе при железнодорожном клубе «Броневик».
При следующем появлении светловолосой девушки мы узнали, что фамилия ее Палехина, зовут ее Зинаидой Борисовной, что она инструктор-летчик открываемого в Орле аэроклуба. Из ее рассказа стало известно, что аэроклуб будет размещаться на Советской улице в здании бывшей синагоги, рядом с 4-й средней школой. На этот раз она записала в свой блокнот всех ребят я девушек, занимавшихся в планерной школе, и пригласила их в первый же воскресный день зайти в учебную часть аэроклуба. Теперь она часто появлялась в нашей школе в форме летчика Осоавиахима, вызывая у ребят восторг и восхищение. Некоторые ученики, занимавшиеся в планерной школе, уже успели провести разведку и узнать, что аэродром аэроклуба будет возле Медведевского леса недалеко от станции Стальной Конь и что туда уже прилетел самолет У-2 и стоит он возле деревянного сарая под брезентом.
В планерной школе жизнь шла своим чередом. Школу возглавлял, работник, имевший опыт полетов на планере. Единственный планер в этой школе представлял из себя довольно примитивный летательный аппарат из фанеры, деревянных реек, проволоки и перкали, а хранился он в разобранном виде в деревянном сарайчике, примыкавшем к помещению подсобных служб паровозного депо станции Орел. В предвоенные годы юноши и девушки, ревностные поклонники авиации, с увлечением осваивали азы летного дела, вечерами в единственной комнате планерной школы занимались изучением теории полета, а по воскресным дням приходили к деревянному сарайчику, где хранился их любимец — планер ПС-40. В эти минуты они дружно устремляли свои взоры к небу, словно умоляя его даровать им подходящую для полетов погоду. И когда их единственный инструктор выражал взглядом свое согласие, они дружно затаскивали свое летательное чудо на тележку, и вывозили его на возвышенное место за улицей Выгонной, эта улица получила свое название с тех пор, когда городские жители выгоняли сюда личный скот на пастбище. Собрав планер с помощью двух резиновых амортизаторов, курсанты начинали подлеты в сторону деревни Кузмичевка. И хотя редко кому из них удавалось подняться на высоту 20—25 метров, все они были безмерно счастливы своими успехами в освоении летной профессии.
Именно в этот период в планерной школе спаялся дружный коллектив учлетов-планеристов. Прием, в планерную школу проводился из учащихся 32-й и 34-й железнодорожных школ, поэтому и учлетами были в основном учащиеся 9—10-х классов этих школ Михаил Скочеляс, Оля Шляхтина, Лена Пухович, Михаил Потапов, Юра Лапко, Миша Стебаков, Николай Назаревский, Николай Скуридин, Сергей Шабалин, Клава Рыжкова, Василий Картавкин, Виктор Кашеверов и многие другие. Большинство этих ребят и девчат впоследствии закончили Орловский аэроклуб Осоавиахима, получили звание пилотов и надолго связали свою жизнь с авиацией.
Виктор Кашеверов окончил военную авиационную школу пилотов. В годы войны он был летчиком-истребителем, отважно сражался с врагом, отмечен многими наградами, в том числе тремя орденами Красного Знамени.
И «самому главному» нашему учлету Михаилу Скочелясу не сразу довелось сесть за штурвал самолета. Почти два года воевал он в качестве штурмана легко-бомбардировочной авиации, и только в 1944 году ему удалось стать летчиком-штурмовиком. На грозных ИЛ-2 Скочеляс воевал до Победы. Его храбрость, мужество и боевое мастерство также отмечены многими орденами и медалями.
Бывшие учлеты планерной школы Лена Пухович и Клава Рыжкова незадолго до войны закончили аэроклуб. Их оставили там в качестве инструкторов - летчиков. Когда грянула Великая Отечественная, они все свои помыслы и силы отдавали подготовке авиаторов — защитников Родины. Фронт приближался к Орлу. Аэроклуб эвакуировали в Инжавино Тамбовской области. Обучая курсантов, Лена Пухович погибла в авиационной катастрофе на двадцатом году жизни. Вместе с ней погиб курсант-пилот, бывший учащийся 34-й средней школы, замечательный спортсмен - акробат Коля Эдэр.
В конце 1941 года Клава Рыжкова узнала о формировании женских авиационных полков. Не раз обращалась она с просьбой направить ее в боевую часть, но всегда получала отказ. Наконец, не без помощи ЦК ВЛКСМ, она получила долгожданное направление в часть, ставшую затем 46-м гвардейским Таманским женским ночным бомбардировочным авиационным полком. С ним-то и прошла Клава Рыжкова нелегкий боевой путь. В настоящее время майор в отставке Клавдия Андреевна Рыжкова живет в Москве.
Да, полвека назад в родном городе существовал и плодотворно работал железнодорожный клуб «Броневик», а при нем была крошечная по теперешним меркам планерная школа, жизнь которой била ключом благодаря комсомольскому огоньку, энтузиазму и патриотическому задору орловских юношей и девушек тех лет.
___________________________________________________________
Ю. КОСАРЕВ. Участник Великой Отечественной войны, мастер спорта СССР, ветеран Орловского аэроклуба. 1989 год.

__________«ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ПЛАНЕРНЫЙ КЛУБ, ДЕР. ПУГАЧЁВКА»__________
Центральный планерный клуб, расположенный в двенадцати километрах от Орла — третий авиа-объект расположенный в районе Орла (после аэропорта Южный и аэродрома на Наугорском шоссе). Но вот теперь из всех он остался единственным, где авиация ещё жива.

В последние предвоенные годы, в числе первых в стране, в Орле был создан аэроклуб Осоавиахима. Многие из его воспитанников в дальнейшем ушли на фронт. Среди них Герои Советского Союза А.Ф.Худякова, В.А.Меренков, В.И.Меркулов, П.А.Сомов, Г.Г.Гуськов. В 1950 году Орловский аэроклуб вновь распахнул свои двери. За многие годы аэроклуб выпустил сотни лётчиков военной и гражданской авиации.
1959 год - в клубе было создано спортивное самолётное звено. Начинать это дело приходилось с нуля. Самолётный, планерный и парашютный спорт стали быстро развиваться. Орловские лётчики-спортсмены первыми в стране освоили замечательные самолёты типа "Тренер-акробат" чехословацкого производства. На республиканских соревнованиях 1960 года наша команда была единственной, лётчики которой выступали на новых спортивных самолётах, выполняя фигуры прямого и обратного пилотажа. Это вызвало не только удивление, но и огромный интерес.
1964 год - на базе аэроклуба был организован Центральный спортивный планерный клуб ДОСААФ СССР. Но после таких перемен дела в клубе изменились в худшую сторону, а после смены руководства в 1968 году было принято решение - ликвидировать самолётное звено. Так самолётный спорт на орловщине прекратил своё существование. Это очень огорчило спортсменов и ветеранов аэроклуба.
В различные годы на базе, теперь уже, центрального планерного клуба проводились соревнования по планерному спорту, в том числе международные и весьма высокого уровня. Орловский планерный клуб был довольно известен в стране. «Орловские планеристы сильнейшие в республике» - с такими заголовками выходили орловские газеты на рубеже 1970-х — 80-х годов.
В 60-х годах под Орлом, близ железнодорожной платформы Пилатовка был обустроен небольшой аэродром без взлётной полосы. Полосой служило ровное поле, а помещениями — небольшие бытовки. Учебные классы и мастерские аэроклуба долгие годы располагались на Комсомольской улице в центре города.

1966 - 4 августа, Орловские спортсмены-планеристы Тамара и Валерий Загайновы совершили выдающийся групповой полёт на планерах «А-15». Взяв старт над Орлом, они в свободном полёте преодолели расстояние свыше 740 км. Групповой полёт такой дальности совершён на планерах впервые в истории советского авиационного спорта.
В конце 1980-х годов была серьёзно обустроена база клуба под Орлом, включающая теперь: капитальное большое здание, стоянку лётной техники и взлётно-посадочную полосу без твёрдого покрытия.

Теплится авиационная жизнь под Орлом и пока не собирается угасать. Основной деятельностью центрального планерного клуба сейчас является планерный и парашютный спорт.
И как оказалось, там и сейчас базируются около 5-ти действующих АН-2 сельхозавиации!

__________«ПОХОДЫ В АЭРОПОРТ, 1990-Е И 2011 ГОД»__________
Первое посещения территории аэропорта «Южный» совершил ещё в детстве, в далёкие 90-е.
Помню, ходили туда в середине 1990-х собирать землянику на его широких просторах. В то время его территория и забором-то огорожена была не везде. Это только в конце десятилетия в период его реконструкции территорию по всему периметру обнесли бетонным забором. Ходили туда жители ближайших пятиэтажек на Комсомольской довольно часто. Обычным делом были детские походы на аэропорт и по всей большой территории воинской части 03013. Тогда посторонних там сильно не гоняли. Мы заходили всегда со стороны части и Авиационной улицы. Что запомнилось особенно. Помню, что очень много было там "кукурузников" (так тогда называли в округе АН-2). Они занимали всю стоянку и стояли вдоль рулёжной дорожки между стоянкой и взлётной полосой.
Помню лазили по ним, в кабину залезали. Ну и страшно же это было тогда. Охрана правда не дремала и два раза нас ловили. Но после строгих предупреждений, видя наши испуганные безобидные детские лица - отпускали. Запомнились и лампы посадочных огней, которые тогда ещё все целы были. Да и вообще вся территория казалась чистой и ухоженной. Довелось наблюдать и приземление большого пассажирского самолёта (ЯК-40 наверное). Лазили в очередной раз по "кукурузникам", тем самым, которые стояли вдоль рулёжной дорожки и увидели, как вдалеке приближается на посадку самолёт. Спрятались за бугорком рядом с рулёжкой и когда самолёт приземлился и начал двигаться к месту стоянки, то проезжал как раз мимо нас. Впечатлений конечно было просто масса, а бурное обсуждение этого приключения во дворе велось целый вечер! Как сейчас помню тот холмик, там внутри раньше тоже "кукурузник" стоял maps.google.ru
Если большие самолёты заходили на посадку строго из центра города, то АН-2 подлетали к аэропорту с нескольких сторон. Часто приходилось видеть их (и слышать конечно) пролетающими низко прямо над нашим двором на Комсомольской. Из окна пятого этажа они и подавно виделись почти рядом. Звуки пролетающих самолётов были привычными в течении всего дня.
С возрастом, конечно походы и игры на территориях аэропорта и в/ч на долгие годы ушли в прошлое.

Поход на территорию аэропорта довелось проделать в 2011 году. Уже на фоне увлечения историей орловского транспорта. Ну и один хороших знакомый согласился быть сопровождающим. Тут сразу отмечу, что идя туда в 2011 году мы сильно опоздали. Исследовав его году в 2009-2010 мы бы нашли множество ещё целых объектов. В этом я очень огорчился, ведь и в те годы, можно было так же беспрепятственно там побывать. Но не так сильно тогда интересовался авиацией, да и банально не знал обстановки на территории. Очень теперь жалею.
Ну а несколько прогулок на территорию в ноябре 2011 года оставили не самые радостные впечатления. Зайдя, в одну из них, на территорию в открытые настежь ворота у дома 50 по Планерной мы прошли в стоянке самолётов, где стояли в разобранном и разодранном виде два последних самолёта АН-2. По ним лазили дети. Только успели осмотреть их и сфотографировать, как нас попросил уйти появившийся откуда-то охранник. К большому разочарованию на стоянке не обнаружился единственный, до последнего стоявший там Як-40. За несколько недель до этого его вывезли с территории с целью резки. Позже его нашли в Половце в частном секторе. Самолёт был распилен на металл. В тот же день мы дошли до гаража авиаотряда. Всё было выпотрошено. От здания гаража остались только кирпичные стены с контурами боксов или их руины. В таком же состоянии была территория подсобного хозяйства, пожарной части. Да что там говорить. Мы видели даже трассы выдранного из земли электрического кабеля, длиной с километр. Жажду наживы не останавливает даже эта трудоёмкая работа. В руинах и зарослях была территория бывших складов боеприпасов истребительного полка. Все эти объекты находились за взлётной полосой. Сама взлётка оставалась не тронутой, но даже её уже начинает пробивать снизу трава. Неподалёку в целости видно здание диспетчерского пункта.
В один из других походов мы посетили убежище аэропорта и здания ремонтных мастерских и администрации. Они с виду целы, но внутри царит полный беспорядок и завалы. Мастерские — длинное в плане здание с большущим ремонтным залом в центре и двумя коридорами по бокам с кабинетами. Кабинеты завалены всем тем, что когда-то в них было предназначено для работы. Ничего не вывозили, а просто бросили, ну и впоследствии разбросали. В мастерских огромное количество ремонтного оборудования и запчастей (иногда упакованных в новые коробки), бумаги, инструкции, тех паспорта на сгинувшие уже самолёты, стенды и плакаты учебных комнат, столы и стулья. Тишина и осенний холод и давящее грустное чувство от всей этой разрухи. Говорим в полголоса. Напарник, работающий в этом же здании, рассказывает, как там всё это было в начале 1990-х. Как кипела работа, трудились люди, чинились самолёты. От воспоминаний рассказчика и от осознания нынешней ситуации, на душе становится ещё тяжелее. В пристроенном двухэтажном административном здании царила та же разруха. Остатки мебели в кабинетах, бумажная документация «Трансаэро» и куча других «офисных» атрибутов. Напоследок нахожу в завалах потрёпанные неброские настенные часы бывшего орловского часового завода «Янтарь». Забираю себе, как приятный сувенир на долгую память. В полумраке осеннего вечера покидаем территорию.
В третий раз в декабре я к вечеру решил просто пройтись по территории. Вооружившись фотоаппаратом, я зашёл туда со стороны Авиационной улицы. Дойдя по заросшей автомобильной дорожке до самого начала взлётной полосы пошёл по всей её длине. Тишина и безмолвие, лишь резкий ветер завывает в полях. Пустующее, но целое здание диспетчерского пункта слева, рулёжка в сторону стоянки. Минут за 40 не спеша дошёл до другого конца взлётки. В том районе, за взлёткой, находились бывшие склады авиаснарядов, оставшиеся ещё от истрибительного полка. По некоторым данным просуществовали там до начала 2000-х годов, а после были вывезены с территории. К настоящему времени остались только асфальтовые дорожки с ровными рядами дресесных посадок. Видны руины очень небольших домиков-складов раскиданных по территории и остатки административно-бытового корпуса. Его целый объём хорошо угадывался по остаткам строения. На въезде: остатки ворот в виде двух столбов, руины КПП и ржавый прожектор на деревянном столбе.
Выходил с территории аэропорта — в 909-квартале.

Серьёзно взявшись за историю орловской авиации только в 2011 году, удалось собрать довольно много материала. Огромную помощь, оказали банальные — старые газеты, хранящиеся в библиотеках. Не попадались автору никогда какие-либо фундаментальные исследовательские труды на эту тему. Наверное не было круглых дат и не к чему было приурочить хорошую книгу. А меж тем стоило бы. Ведь только вдумавшись в дату — 1895 год, можно понять, какой долгий путь был у истории орловской авиации.
А как часто и много писали в газетах о работе областной малой авиации. Рассказывали о тружениках пилотах, как добросовестно и качественно выполняли они свою, порой не лёгкую работу. Как в кротчайшее время доставляли пассажиров в удалённые уголки области, особенно зимой, когда добраться туда по другому было просто невозможно. И тогда выручали они — пилоты на своих верных помощниках - самолётах АН-2. Как из глубинки доставляли больных в областной центр или наоборот спешно летели с врачом на борту на срочный вызов. Доставляли грузы, почту, продукты. Грузы не только по области, но и в другие города Союза. Юркие неприхотливые «Аннушки» могли легко садится на не оборудованной площадке, лишь бы было относительно ровно. А сколько было обработано полей с применением сельхозавиации! Долгие десятилетия самолёты АН-2 оставались основными тружениками орловской авиации. Так же как и коллектив, в котором были люди, отдавшие своей профессии по 20-30 лет. Работали в местной авиации и свои династии.
Очень грустно осознавать, что всё это ушло в прошлое. Видеть, во что превратился аэропорт «Южный» и читать, с какой радостью коллектив авиапредприятия переезжал на него с Наугорки. Как радовались, строили планы на будущее, мечтали о развитии. Больно видеть и последние самолёты АН-2 на стоянке (точнее огрызки оставшиеся от них). А ведь когда-то их число доходило до пятидесяти штук. О заслугах этих крылатых тружеников вкратце упоминал выше. Хоть бы один остался для памятника, на память орловцам. Но увы, всё варварски утрачено. Тот последний ЯК-40, который я ну совсем чуть-чуть не успел застать целым в аэропорту. И теперь, когда он валяется разрезанный в Половце у дороги...
По некоторой информации и центр управления воздушным движением доживает последние дни и находится на грани закрытия.

__________«СТАРЫЙ АЭРОПОРТ»__________
Бывший аэропорт на Наугорском шоссе мы посещали в 2010 году. Проход туда совершенно свободен. В вполне целом виде сохранилась ВВП с твёрдым покрытием. На одном её конце правда построили какое-то небольшое частное не жилое здание. От центра взлётки отходила рулёжная дорожка длиной метров 100 с разворотным кольцом на конце. Дошли и туда. Здания бывшего авиаотряда и возможно пассажирское сейчас занимает воинский объект и туда мы пройти не смогли. Они были чуть поодаль разворотного кольца.

__________«РАСПИСАНИЕ»__________
Можно посмотреть тут: http://orel-transport.ru/ В разделе старых расписаний.

__________«ФОТОГРАФИИ»__________
Публикация большоко колличества фотографий на авиационную тему немножко выйдет за рамки основной тематики сайта, поэтому ограничимся небольшим их колличеством. В дальнейшем, если будет создан общероссийский авиационный сайт на подобном нашему движке, то можно будет там разместить большее колличество фотографий и создать базу данных по самолётам орловского аивапредприятия и других компаний связанных с Орлом.
1) http://orel-transport.ru/ В старом орловской аэропорту на Наугорском шоссе.
2) http://orel-transport.ru/ Последний из двух Ан-2 в закрытом аэропорту "Южный".
3) http://orel-transport.ru/ Взлётно-посадочная полоса аэропорта "Южный".
4) http://orel-transport.ru/ Ремонтные мастерские и административные здания.
5) http://orel-transport.ru/ Проданый и распиленный последний Як-40 в частном секторе на окраине Орла (он же ещё целый летит на этой страничке в самом верху).
6) https://img-fotki.yandex.ru/ Аэродром Лаврово, 2015г.
****************************************
http://russianplanes.net/ Один из уцелевший орловских Як-40. 2006г. Продан из Орла. В конце 2011 года ещё летал. На сайте http://russianplanes.net
http://russianplanes.net/ Один из самолётов авиакомпании "Орёл-Авиа". 1993г. На сайте http://russianplanes.net
http://www.airliners.net/ Третий орловский ЯК-40, до продажи стоявший в Брянске. 2008г. На сайте www.airliners.net
http://imageshack.us Билет на авиарейс Орёл-Москва. 1988г.


__________«ЕЩЁ»__________
Продолжение темы о истории местной авиации:
1. orel-story.ru
*
Отчёты о походах на территорию орловского аэропорта найденные на просторах интернета:
1. http://zdaniya-orel.ucoz.com
2. http://urban3p.ru
*
Видео.
1. http://www.youtube.com Видео из аэропорта. Лето 2011 год.
2. http://www.youtube.com Полёт на планере. Орловский планерный клуб.

_______________________________________________________________________________________________________________________
Автор выражает благодарность другим орловцам, пытавшимся сохранить в истории странички судьбы орловской авиации. А именно это:
И. Клиорин - публиковавший свои материалы на данную тему в орловских газетах ещё в конце 1980-х годов.
Константин Андреев - опубликовавший отличную статью "История воздухоплавания и авиации в Орле" в интернете. 2010г.
Дражников Александр - работавший а орловском авиаотряде в начале 1990-х годов. За большую помощь в уточнении многих деталей по аэропорту "Южный" и авиации в целом.
И конечно всем авторам, кто когда-либо упоминал орловскую авиацию на страницах газет и орловских книгах.
_______________________________________________________________________________________________________________________
Данная страничка будет изменяться и дополняться в зависимости от поступления новых материалов.
_____________________________

©Статью для данного сайта подготовил: Kиpeeв Aндpeй, 2010 - 2017 г.

Фотографий на странице: 0