ОРЛОВСКИЙ ТРАНСПОРТ
Неофициальный сайт общественного транспорта Орла и Орловской области

г. ОРЁЛ, История различных видов транспорта: Автобусы: ч. 2

Автобусы городские. 1970 - 2018г.

>Начало<
_______________________________________________________________________________________________________________________
Изменения и дополнения.
12.02.2018г. - дополнение о закрытии ПАТП-1.
12.11.2017г. - дополнение за 2015 - 2017 гг.

**********************************************************************************************************
**********************************************************************************************************
**********************************************************************************************************

Посвящается 80-летию Орловского автобуса.

__________«Общие сведения.»__________
О довоенном периоде истории орловских городских автобусов написано в первой части раздела "История различных видов транспорта: Автобусы". Там дан материал из официального документа, хранящегося в музее ПАТП-1 города Орла. Хронологический период: 1934 - 1970-е годы. Поэтому здесь заострять внимание на этом временном периоде мы не будем. Упомянем лишь те даты и факты, которые не вошли в тут официальную историческую справку. Источники информации ведь бывают разные. И то, что в них нашлось я и попробую изложить ниже. 1990-е, 2000-е годы конечно уже по большей части будут восстанавливаться по памяти. Что ж - поехали!

А первые упоминания о Орловском автобусе относятся ещё к 1920-м годам, почти на десятилетие ранее своего официального открытия. Это упоминание найдено в материалах из музея трамвайного депо города Орла. К 100-летию трамвая московским исследователем С.А. Тарховым была проделана очень большая работа по написанию исторической справки по Орловскому трамваю. Иногда там упоминались и другие виды транспорта. И вот что пишет товарищ Тархов, касаемо автобусного движения в Орле:
«... В мае 1925 года разработан проект устройства в городе кольцевой автобусной линии для охвата окраин: Рабочего городка - Пушкарной слободы - Тургеневской улицы. Но в мае 1926 года из-за отсутствия средств от покупки автобусов для города отказались. ...»
И далее всё у того же автора, о городских автобусах упоминается уже в год их официального пуска:
«... В сентябре 1934г. тресту "Орловский городской трамвай" были выделены два небольших автобуса ГАЗ [ГАЗ-03-30 - К.А.], которые с 18 ноября 1934г. стали курсировать по двум маршрутам:
1) Вокзал - ул.Железнодорожная - ул.Пеньевская (ныне Грузовая) - ул.Московская - ул.Ленинская - ул.Садовая - Монастырка;
2) Вокзал - ул.Железнодорожная - ул.Пеньевская - ул.Московская - ул.Сакко и Ванцетти (ныне Карачевская).
Стоимость проезда составляла 30, 45 и 60 копеек в зависимости от расстояния.
газетное объявление об открытии автобусного движения в Орле.

Так как проезд в автобусе стоил дорого, на нем почти никто не ездил и вскоре шоферы стали "подрабатывать" на междугородней линии Орел-Кромы. Чтобы как-то снять нагрузку с трамвайной линии в Стрелецкую слободу и к Ботанике с 30 мая 1935г. автобусы стали курсировать по маршруту Первомайская площадь (сквер Танкистов) - Ботаника - Цон. В 1935г. оба автобуса перевезли 142.866, а в 1936г. - 86.500 пассажиров. Летом 1936г. оба автобуса курсировали по линиям до Кром, Тросны и Болхова и совсем не возили пассажиров по городу. В июле 1937г. город получил еще два новых 16-местных автобуса ГАЗ, что позволило трампарку возобновить с 5 июля автобусное движение по городу по маршрутам: 1) Вокзал - Ленинская и 2) Рабочий городок - 2-я Курская - Комсомольская.
В конце 1937г. 4 автобуса из трампарка были переданы вновь организованному Орловскому автогужтресту. В апреле 1938г. по городу курсировало два автобуса, а в мае 1941г. - 5 новых автобусов ЗИС-16. ...»

Вот такой материал о первых годах эксплуатации городских автобусов из музея трамвайного депо. Далее о развитии автобусного движения можно почитать в официальном документе опубликованном в "первой" части. Лишь хотелось бы заострить внимание на последних строках предыдущего абзаца. Автобусы ЗиС-16... В 1937 году, когда город Орёл стал областным центром, на развитие его коммунальной инфраструктуры были направлены большие деньги (коих не выделялось последние годы). В сфере транспорта горожане сразу ощутили следующие блага: 1939г. - пуск орловского такси; 1938г. - перешивка древнего узкоколейного трамвая на стандартный ширококолейный, замена подвижного состава (впервые за 40 лет); закупка первых полноценных городских автобусов (ЗиС-16) и утверждение городских автобусных маршрутов, остановок на них; асфальтирование первых улицы и установка светофоров и дорожных знаков; строительство центральной трамвайной диспетчерской. Но автобусам ЗиС-16 суждено было проработать в Орле считанные месяцы. С началом Великой Отечественной войны все автобусы были отданы для нужд армии. К концу лета 1941 года автобусные перевозки в городе прекратились. Трамвай же работал до самого начала оккупации города (до октября месяца).

Через 4 года Орловский автобус отпраздновал своё второе рождение (на 2 года позже трамвая). Вот какая заметка по этому поводу попалась мне на страницах газеты "Орловская правда" от 12.09.1945 года:
«... С каждым днём наш родной город становится оживлённей и жизнерадостней. На его улицах вслед за возрождённой трамвайной магистралью ожила сеть автобусных сообщений. С 5 сентября от Володарского переулка [Воскресенский переулок - А.К.] до Ботанического сада начали курсировать три пассажирских автобуса. На-днях автоуправление выпускает ещё две машины, которые будут ходить по маршруту Вокзал - Ботанический сад. ...»
Вот таким был первый послевоенный маршрут. Тут стоит отметить, что из всех лет существования орловского автобуса лишь в период 1945 - 1949 год у автора нет пока очень точных сведений, какие автобусы могли эксплуатироваться в этот отрезок времени. Но, круг версий тут довольно узок. Это были автобусы марок: ГАЗ-03-30 или ЗиС-8. Эти, преимущественно довоенные машины, восстанавливали после войны несколько ремзаводов страны и передавали в нуждающиеся города.
В 1949 году в город Орёл прибыли первые городские автобусы ЗиС-154. Эти новые, комфортабельные, огромные по тем временам машины были настоящей диковинкой для нашего города! О точном количестве поступивших машин сказать трудно, но их было не много (есть информация что 9 штук). Об этих автобусах достаточно много написано в интернете (советую поискать и почитать). В этом же году открылись ещё два новых маршрута: (№2) Колхозный рынок - Ленинская - Горького - школа №19 и почти повторяющий его (№2а): Колхозный рынок - Ленинская - Полесская площадь - Октябрьская - Володарский райисполком (до района нынешнего завода «Орлэкс» и остановки "Чайная").
В мае 1950 г. Орловская автоколонна № 68 была разделена на два предприятия: Орловская автоколонна № 68, у которой остались грузовые перевозки и Орловская автотранспортная контора (АТК), которой были переданы пассажирские автобусные перевозки в Орле и межрайонные. С этой даты берёт своё начало полноценный - автобусный парк. Орловская автотранспортная контора разместилась по ул.3-й Курской,20.
Автобусный же парк пополнился автобусами ЗИС-155.
Открывается третий автобусный маршрут: Автостанция - Рабочий городок.
В 1955 году в городе насчитывается уже 5 городских автобусных маршрутов: 1) "Вокзал - Монастырка", 2) Вокзал - Ботаника - Заводы, 3) Комсомольская площадь - Рабочий городок, 4) Комсомольская площадь - Ново-Троицкий посёлок (Наугорское шоссе), 5) Вокзал - Элеватор (мясокомбинат); и четыре пригородных маршрута №№ 6,7,8,9. [данные из адресно-справочной книги, Орёл, 1955г.]
В 1958 году в город поступают первые автобусы ЗиЛ-158 (ЛиАЗ-158). А уже в декабре 1961 года на городской маршрут №1 вышли первые автобусы ЛАЗ-695Б (с последующими партиями этих машин поступала уже более новая модель -695Е). И впервые в городе на автобусном маршруте №1 "Вокзал - Завод Приборов" введено бескондукторное обслуживание пассажиров. В салонах автобусов были установлены кассы-полуавтоматы для сбора денег и выдачи билетов. Но ещё до середины 60-х годов кондукторы встречались в автобусах не оборудованных кассами. Трамвай перешёл на бескондукторное обслуживание лишь в 1967 году.

До 1960 года на 3-Курской, 20 вместе с автобусами базировался ещё и орловский таксопарк. А в указанном году он переехал на новую территорию по улице Московская, 64.
В 1963 году Орловская АТК годовой государственный план не выполнила, основной причиной, повлиявшей на невыполнение государственного плана явилось плохое техническое состояние парка. На конец 1963 года в АТК насчитывалось 219 автобусов. Из-за очень маленькой территории автобусного парка машины приходилось ночью ставить в городе. Одна из самых больших подобных ночных стоянок была на Щепной площади. Аналогичная ситуация была и у трамвайного парка, часть вагонов которого, ставилась ночью в прилегающий к депо переулок.
В конце 1966 года автоуправлением проведена разгрузка Орловского автобусного парка за счет выделения значительной части загородных автобусов в Орловское хозяйство "Сельхозтранс". Так, районные и областные автобусы переехали на новое место - на Скульптурную улицу в открывающееся ПАТП-3, а в старом парке теперь оставались лишь городские и пригородные автобусы.
На рубеже 1968-69 годов в городе открывается уже 12-й автобусный маршрут и полный их список выглядит следующим образом: 1) Вокзал - ул.Цветаева, 2) Вокзал - Заводы, 3) пл.Комсомольская - ул.Ливенская, 4) Наугорское шоссе-Карачевское шоссе, 5) Автовокзал - Элеватор, 6) Автовокзал - Силикатный завод, 7) ул.Цветаева - пос.Знаменка, 8) пл.Комсомольская - мотель Шипка, 9) пер.Володарский - пос.Лужки, 10) Карачевское шоссе - ул.Ливенская, 11) Весёлая слобода - завод Ремстанок, 12) Автовокзал - ул.Цветаева. Есть так же информация о коротких маршрутах от Знаменки до Дормаша и от микрорайона до СПЗ.
Несмотря на большую работу, проводимую коллективом АТК в городские органы власти поступают жалобы и заявление граждан на плохую работу автобусов. Большая часть заявлений относится к нарушениям графиков движения автобусов, грубость водительского и кондукторского состава, на большие очереди на многих остановках в утренние и вечерние часы. Техническое обслуживание автобусов так же оставляло желать лучшего.
Сам автобусный парк с годами неоднократно менял своё название, реорганизовывался и переподчинялся. Историю изменения названий предприятия можно проследить следующим образом:
В 1950 году от автоколонны №68 отделяется Орловская автотранспортная контора (АТК), которая и обосновывается на новой территории по адресу: ул. 3-Курская, 20.
С 1960г. - Орловский автобусный парк.
С 1967г. - Пассажирское автотранспортное предприятие №1 (ПАТП-1).
С 1970г. - Автоколонна №1794 (АК-1794).
С 02.1976г. - Производственное объединение пассажирского автотранспорта (ПОПАТ).
в начале 1980-х автопарк полностью переезжает на Ростовскую улицу.
С 1988г. - Пассажирское автотранспортное предприятие №1 (ПАТП-1).

В самом начале 1970-х годов на улицах города появляются первые автобусы ЛиАЗ-677, которые стали основным автобусом на улицах Орла на несколько последующих десятилетий (последний 677-й покинул улицы Орла в конце ноября 2008 года. В Кромах такой автобус продержался до 2010 года). После тесных совсем не городских ЛАЗ-695Е, морально устаревших, шумных и холодных зимой ЗиЛ-158 новые ЛиАЗы были настоящим подарком для горожан. Просторные, тёплые и вместительные автобусы резко выделялись среди своих устаревших собратьев.
Наряду с поступлениями новых автобусов теснота старого автобусного парка всё чаще давала о себе знать. В начале 70-х и было принято решение о переводе автопарка на новое место - на Ростовскую улицу. Выбрали место и на первые годы пока ещё свободная от застройки площадка - стала местом стоянки автобусов, которые уже не вмещались на территорию старого парка. Администрация и ремзона по прежнему находились на 3-Курской. Из воспоминаний водителей, найденных в старых газетах, такое раздвоение парка было весьма не удобным. Ранним утром им приходилось ехать сначала на 3-Курскую за нарядами, медосмотрами и т.д., а потом, после всех этих процедур, ещё и добираться на самую окраину города за своими автобусами.
На новой территории постепенно начали возводиться первые корпуса ремзоны. По мере возможностей возводились одни из самых крупных зданий: крытая стоянка и многоэтажный административный корпус.

В конце 1970 - начале 80-х годов в автопарк поступают первые венгерские автобусы Икарус. Предположительно (но не подтверждено): в 1978 году - Икарус-260, а в 1981-м - Икарус-280. Надёжные, комфортабельные, большие автобусы сразу полюбились горожанам и помогли хоть немного снять всё нарастающее напряжение на городских маршрутах.
В середине-конце 1970-х появляются новые маршруты: №№ 13 - "Комсомольская площадь - Микрорайон - СПЗ"; 14 - "Улица Цветаева - улица Герцена - Микрорайон - СПЗ". А в 1976 в городе вводится первый маршрут полуэкспресса №13э - "Комсомольская площадь - Микрорайон". Маршрут имел малое чисто остановок и большую стоимость проезда.
В 1976 году в городе прошла компания по массовому сокращению и упорядочиванию остановок в городе. Так пытались добиться сокращения времени на поездку и просто навести порядок. В эти же года среди водительских бригад не редко проводились конкурсы на звание "Маршрут высокой культуры". Так, в 1977 году таким маршрутом считался №4. Наиболее загруженными и ответственными были маршруты; №№ 3,7,8,11.

В 1980-81 годах к перебазировавшемуся на южную окраину города орловскому аэропорту открывается новый автобусный маршрут №18 "Вокзал - Автовокзал - Аэропорт", связавший все три транспортные пассажирские узла города.
28 октября 1982 года принята в эксплуатацию система АСДУ-А (Автоматизированная система диспетчерского управления автобусами, орловского территориального объединения автомобильного транспорта "Орёлавтотранс"). АСДУ позволяла осуществлять оперативное диспетчерское управление автобусным движением в целом и объективный контроль за каждой подвижной единицей, а так же накоплять и обрабатывать статистические данные. Осуществление этих технических возможностей повысило эффективность и качество автобусных перевозок пассажиров, культуру обслуживания населения. В городе было установлено несколько точек контроля АСДУ (ящики с аппаратурой на обочинах) и соответствующими передатчиками были оборудованы автобусы. На Комсомольской площади была оборудована автобусная диспетчерская (действовала до 2010 года. В последние годы - как комната отдыха). АСДУ действовала до конца 1990-х годов.
В эти же годы автобусный парк полностью переезжает со старой территории на Ростовскую улицу. К этому времени там постепенно достраиваются все помещения ремзоны и административно-бытовой корпус. Помимо прочего в новом автопарке имелась своя столовая, автозаправочная станция, механизированная мойка автобусов.
Меж тем, не одно десятилетие городские власти пытались организовать в городе единую диспетчерскую службу по общественному городскому транспорту (горком впервые поставил такую задачу в 1974 году). Но десяток лет не могли изготовить проект, потом ещё столько же построить здание. Так и работали: на автобусы своя диспетчерская, на ГЭТ - другая и на такси - третья. В итоге к перестройке (конец 80-х годов), вроде как, нашли здание и по одной информации - даже закупили для неё дорогостоящее оборудование. Несколько лет оно провалялось в отведённом здании мёртвым грузом, пока не было утилизировано (читать - расхищено). Мечта о ЕДДС опять не осуществилась. По некоторым данным то здание находилось на Новосильской улице в районе старого автопарка (сейчас это магазин).

В середине 1980-х появляется новый маршрут №19: "Автовокзал - Весёлая слобода". Один из самых запутанных городских маршрутов, следующий по улицам: Карачевское шоссе - Васильевская - 1-Посадская - Р.Люксембург - 3-Курская - Герцена - Приборостроительная - Лескова - Наугорское шоссе - Генерала Родина. Горожане в шутку прозвали его - экскурсионным. А в конце 1980-х запускаются новые автобусные маршруты 25 и 26: "Пл.К.Маркса - Октябрьская - Мезенка" и "Весёлая слобода - мясокомбинат - д/к Металлургов". Возможно, были пущены сразу после открытия моста через Оку на улице Раздольная в 1988 году. И в январе 1989 года открыт маршрут №27: Пл.К.Маркса - Зареченвская ПМК. Маршруты №№25 и 26 обслуживались автобусами Икарус-280, а №27 - ЛиАЗ-677.

Перестройка и развал страны конечно сильно ударили по автобусному парку, хотя, первые годы новой России он переживал относительно не плохо. Чистые и опрятные автобусы, по некоторым маршрутам вполне хороший выпуск с разумными интервалами. Значительно усилилась ремонтная база автопарка. На предприятии подошли даже к тому, что своими силами стали делать капитальный ремонт автобусам ЛиАЗ и Икарус-260, -280.

В 1995 году за стабильную работу и улучшение некоторых показателей в работе на фоне всеобщего упадка производства предприятие было награждено призом - "Факел Бирмингема".
На начало 1990-х число городских автобусных маршрутов достигло своего максимума и стало ровняться - 27. Из них: 16,20,21,22,23,24 - сезонные дачные маршруты. И с середины 90-х в городе не наблюдалось маршрутов №13 и 17. Поговаривают, что 13-й одно время пропадал, а потом появился, но без номера на маршрутных табличках. 17 же, вроде как, пытались ещё в 80-х пустить куда-то на Знаменку, а в 90-х с вокзала на Силикатный. Но он так нигде надолго и не прижился.

Меж тем в начале 90-х годов помимо обычных городских автобусов ПАТП-1 начало эксплуатацию и маршрутных такси. Для подвижного состава были выбраны автобусы - КАвЗ-3271. Красный кузов и голубой с белым капот - такая окраска этих машин стала привычной для орловцев на более чем десяток лет. Года до 97-го на борту автобусов наносилась белая надпись МАРШРУТНОЕ ТАКСИ, а после - ЭКСПРЕСС. Проезд в этих автобусах был дороже, чем в обычных. но зато они могли проезжать пустые остановки и в целом - были шустрее своих больших собратьев.
После того, как в 1989 году был открыт крайний на то время автобусный маршрут №27, открывались только новые "экспрессные" маршруты. В адресном справочнике за 1993 год в списке автобусных маршрутов (на 01.01.1993г) имеются уже номера и маршрутных такси: №№31-35. Не очень понятно, почему не указаны маршруты 28-30, но, может быть, они просто были зарезервированы для планируемых к открытию автобусных маршрутов. Однако, вскоре были отданы - маршруткам. К 1998 году их список был уже таков:
№13 «Комсомольская площадь — К.Маркса пл. — Северный рынок»
№28 «Госплемобъединение — 1-Посадская — Мезенка»;
№29 «Автовокзал — Весёлая сл. — Улица Цветаева»;
№30 «Автовокзал — К.Маркса — Южный переулок»;
№31 «Вокзал — 1-Посадская — Весёлая слобода»;
№32 «Площадь К.Маркса — Д/к Металлургов»;
№33 «1-Посадская улица — Комсомольская — Знаменка»;
№34 «Автовокзал — 1-Посадская — Станция Лужки»;
№35 «Улица Цветаева — Герцена — Д/к Металлургов»;
№36 «Силикатный завод — К.Маркса — Автовокзал»;
№37 «Улица Гайдара — К.Маркса — Автовокзал»;
№38 «Станция Лужки — К.Маркса — Вокзал»;
№39 «Силикатный завод — Октябрьская — Октябрьская — 1-Посадская улица».

24 января 1996 года - стал днём, когда по причине отсутствия в автопарке топлива, из ворот ПАТП-1 на городские маршруты не вышли автобусы. Сотни горожан опоздали в то утро на работу. Берущиеся штурмом переполненные троллейбусы и трамваи подолгу задерживались на остановках с не закрывающимися дверями. К исходу дня общими усилиями городского и областного руководства средства на бензин были найдены.
В феврале 1998 года автопарк пополнился новыми автобусами Икарус-280.33М (12 автобусов) и Икарус-263 (2 автобуса). Это была последняя поставка в Орёл автобусов марки Икарус. Два из тех 280-х ещё работают в 2014 году и, вероятно, дорабатывают свои последние дни. В этом же году в автопарк поступили автобусы ПАЗ-3205 (6 штук), которые вскоре вышли на городские экспрессные маршруты, немного разбавив там КАвЗы. Всего же к концу 1990-х годов в городе основной массой эксплуатировались автобусы моделей: ЛиАЗ-677М, Икарус-260 и -280. Так же в ПАТП-1 имелось пять автобусов ЛиАЗ-5256.00, поступивших в Орёл в 1997 году; три Mercedes-Benz O305 б/у из Европы; четыре Икарус-280.64; четыре "гармошки" Икарус-280.03 (то же б/у). Последние отличались: количеством дверей - их было всего две (спереди и возле "гармошки"), отсутствием форточек в окнах и схемой сидений в салоне 2+2. В целом - были очень не удобны для городских маршрутов.

В самом конце 1990-х годов (январь 1999г.) на рынок перевозок в Орле пришёл частник. Частные маршрутки стали медленно, но верно заполонять городские маршруты (как открывающиеся новые, так и старые автобусные). И уже в 2000 (или 2001) под натиском маршруток пал первый автобусный маршрут: №2 "Вокзал - Госплемобъединение". А дальше процесс только набирал обороты.
В 2003 году все автобусы перешли на работу с кондукторами (ГЭТ сделал это в 1996 году). Компостеры для билетов в салонах были сняты.
В 2004 году орловский автобус отметил своё 70-летие. На тот момент ПАТП-1 располагало более 150-тью автобусами. Обслуживало 16 городских, 10 экспрессных и 11 дачных маршрутов. В ПАТП-1 разработана и внедрена технология производства капитально-восстановительного ремонта полностью самортизированных автобусов. Много Икарусов и ЛиАЗов обрело в ремонтных цехах ПАТП вторую жизнь.
В середине 2000-х с улиц города исчезают автобусы экспрессы КАвЗ.
После последней большой партии новых Икарусов, таких массовых поставок не видели ещё десяток ближайших лет. Поступали единичными экземплярами автобусы средней вместимости ПАЗ-3205. Исключением стал 2006 год, когда город получил 6 больших автобусов ЛиАЗ-5256.30. А в октябре 2008 года автобусный парк пополнился сразу на 23 новых автобуса ЛиАЗ-5256.26. Вскоре они вышли на городские маршруты. И ещё два таких автобуса поступили в 2010 году. Далее, поставок больших автобусов пока не было (на 11.2014г). В декабре 2009 года поступили первые пять низкопольных автобуса средней вместимости - ПАЗ-3237 «Лужок».

Между тем, сокращение городских автобусных маршрутов продолжалось. Маршруты маршруток - продолжали увеличиваться. Особенно резкий скачок сокращений наблюдался на вторую половину 2000-х.
2007 год стал последним, когда в городе работали автобусы и микроавтобусы в режиме - маршрутное такси и полуэкспрессы. После первого, прошедшего в 2007 году конкурса среди перевозчиков на право транспортного обслуживания населения по регулярным маршрутам муниципальной маршрутной сети, в Орле остались только - автобусные, трамвайные и троллейбусные виды перевозок. Официальное постановление об отмене перевозок в режиме маршрутного такси смотрите в теме о истории маршруток. Список маршрутов больших автобусов и бывших "маршруток" теперь объединялся в - единый реестр автобусной маршрутной сети города Орла. По этому новому списку множество привычных горожанам маршрутов зачем-то меняло свои номера. Новый номерной интервал планировался таким: №№ 1 — 25 муниципальные автобусы ПАТП-1; 26 — 60 частные перевозчики. Но первые попытки упорядочить рынок перевозок надежды не оправдали. Именно после этих манипуляций - в городе и появилось значительное количество маршруток работающих по городу не легально. Появляются двойные маршруты (легальный и не легальный не прошедший конкурс 2007) имеющие одинаковые номера, но разные направления. Вдобавок к этому по городу начали ездить «трёхзначные» маршруты. По документам это были пригородные маршруты. Но по сути, большей частью они проходят по городу, лишь с небольшим выездом за городскую черту. Работали на условиях, общих с городскими маршрутами (со всеми городскими остановками).
Основным положением было:
- по новому реестру 2007 года в городе остаются: 60 автобусных, 11 троллейбусных и 4 трамвайных маршрутов. Основные перевозчики – ПАТП-1, НП ЦППП (некоммерческое партнерство Центр Поддержки Пассажирских Перевозок), ООО "Гепард", Региональная общественная организация "Альтернатива", 6 ИП, которые не входят в общественные организации.
С декабря 2008 года городские маршруты теперь становились только городскими (исключительно в пределах города). Так жители пригородных: Мезенки лишились привычного им маршрута №25; Зареченского посёлка - маршрута 27; а Знаменка - маршрута №7. "Семёрка" была неотъемлемой связующей нитью областного центра и большого посёлка городского типа на протяжении почти пятидесяти лет. Не одно поколение знаменцев ездило в областной центр именно на - "семёрке".
А ещё в декабре 2008 года после прихода в автопарк большой партии новых автобусов, с улиц города навсегда исчезают последние автобусы ЛиАЗ-677 (работали до последнего на 6 и 27 маршрутах). Автобусы этой модели были неотъемлемой частью городской среды на протяжении порядка сорока лет. В 2009 году все они были порезаны на территории автопарка.
В конце 2009 года на территории городского автопарка массово порезали очень много старых автобусов, стоящих там на открытых стоянках. Именно тогда навсегда были утрачены последние автобусы марок: КАвЗ-3271 (красные с бело-голубыми капотами), ЛиАЗ-677М, Икарус-260 и -280.03, ЛиАЗ-5256.00, Mercedes-Benz O305. Основную массу утиля составили конечно - всевозможные Икарусы.

К 2010-м годам наблюдаются изменения в парке подвижного составе теперь уже бывших маршруток (а ныне - автобусов малой и средней вместимости). Он становится очень разнообразным. Главенствующую часть по прежнему составляют автобусы ПАЗ-32053, микроавтобусы ГАЗ-3221. Становятся широко распространёнными автобусы: Hyundai County SWB (РЗГА); Богдан А092; Ford Transit 115T430; Mercedes-Benz Sprinter и другие. Постепенно исчезают старые микроавтобусы «ГАЗели». Но в целом - тотально «вымирающих» моделей не прослеживается.
В 2009, 2010 годах городские власти пытаются провести очередные конкурсы на право перевозок пассажиров, дабы упорядочить работу автобусов, избавится от нелегалов и избытка огромного количества автобусного подвижного состава на узких улицах Орла. Но все эти конкурсы либо постоянно откладываются, либо, если их чудом и удаётся провести, то позже - аннулируются. Складывается впечатление бессилия власти в наведения порядка с городскими перевозками или просто нежелание что-то менять.

В начале 2011 года в городе работают следующие номера автобусных маршрутов:
Городские: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 14, 15, 16, 17, 18, 20, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 51, 52, 54, 55, 56, 57, 57, 58, 58а, 59, 60, 66, 67, 74, 75, 76, 77, 79, 80. Они обслуживаются ПАТП-1 и частными перевозчиками.
Трёхзначные маршруты, проходящие большей частью по городу, перевозящие пассажиров по единому городскому тарифу со всеми остановками: 114, 115, 150, 312, 341, 342, 348, 350, 352, 354, 356, 400, 420, 421, 435, 444, 448, 452, 453, 456, 457, 458, 459, 464, 482.
Из них маршруты №№ 3, 4, 5, 6, 8, 9, 11, 12 - не сменили своего номера в тотальную перенумерацию 2007 года и сохранили свои исторические направления. Так например, маршрут №5 ходит в район хлебной базы №36 и улицы Гайдара ещё с середины 1950-х годов, всю свою историю лишь постепенно удлиняясь в противоположную сторону.

Основными перевозчиками являются:
МУ «Пассажирское автотранспортное предприятие № 1»;
ОРООПП «Альтернатива»;
ООО «Орловское маршрутное такси «Гепард»;
ОРООПП «ЛОГОС»;
НП «Центр поддержки пассажирских перевозок»/ООО ОПК;
НП «Гильдия перевозчиков Орловской области»;
ОАО «ПТК» (пригородные и областные перевозки); и другие.

На 03.2011г. Проезд в маршрутках составляет 10 рублей.
Частные автобусы прочно завоевали и рынок внутриобластных перевозок. Продолжается уверенный перевод областных маршрутов от государственных автотранспортных предприятий к частным фирмам. Парк автобусов за последнее десятилетия значительно сменился. Если в начале 2000-х годов по области нас перевозили основные большие автобусы: Икарус-256 / -250, ЛАЗ-695Н, ЛАЗ-699Р, ПАЗ-3205, то к 2011 году основным автобусом области становится ПАЗ-3205**. Редко уже встречаются автобусы Икарус-256, полностью исчезли ЛАЗы.

08.2012г. - в городе после пятилетних попыток городской администрацией проведён вполне успешный конкурс на право обслуживания городских маршрутов. С перевозчиками заключены прямые договора сроком на 3 года. Хотя, на практике в городе после этого что-то поменялось не сказать что сильно. Несколько совсем не легальных автобусных маршрутов исчезло, несколько - уже легальных - решено было ввести. Незначительно изменились трассы нескольких маршрутов. Подвижной состав изменился не значительно, качество обслуживания пассажиров тоже. Действуют маршруты №№ 1-60,76 (с незначительными пробелами). Работают в основном автобусы малой и средней вместимости.

В руководстве же главным городским автобусным предприятием дела обстоят далеко не лучшим образом. В Начале 2010-х доходит до того, что меняется по нескольку директоров за год. Автопарк находится во всевозможных долгах. С 2010 по 2014 год не поступали новых автобусов. На 2014 год его подвижной состав состоит из:
17 автобусов ЛиАЗ-5256.26 (ещё около половины - не на ходу)
2 автобуса Ikarus-280.33M
31 - ПАЗ-32053
8 - Богдан А09204 (ещё два не на ходу)
3 - ПАЗ-3237-03 "Лужок" (ещё два не на ходу)

Летом 2014 года - введении в эксплуатацию интернет ­сервиса «Транспорт онлайн», которая позволяет отслеживать перемещение подвижного состава на маршрутах через компьютер или мобильные устройства. Достаточно выбрать необходимый маршрут и на карте города появится его трасса и все автобусы, работающие в данный момент времени. Так же можно прогнозировать прибытие автобусов на конкретные остановки.
В сентябре на остановке ТРЦ "Рио" вводится в работу первое электронное остановочное маршрутное табло в работе.

Строительный бум последних лет в городе и появление целых новых микрорайонов заставляет заботиться о их транспортной доступности. В последние годы были открыты новые маршруты в микрорайоны: Зареченский (4,5,6,13,37,59); Новая Ботаника (22,38,39). На очереди новый микрорайон "Болховский". К новым жилым районам по новой построенной улице Раздольная был пущен вновь открывшийся маршрут №14. Пошли маршруты №№ 19 и 23 по новой улице Мостовая из района Весёлой слободы на Карачевское шоссе. В 2007 году первые маршруты пошли до строящегося ТМК "Гринн", а сегодня их уже там с десяток.

09.08.2016 г. - в городе прошла уже вторая (первая в 2007 г.) перенумерация городских автобусных маршрутов. Изменения коснулись даже исторически сложившихся маршрутов, некоторые из которых не меняли своих трасс и номеров десятилетиями. Внятного объяснения этим действиям городское руководство не привело. Одновременно с этим были сокращены некоторые дублирующиеся маршруты.
С этого же дня во всех транспортных средствах, обслуживающих регулярные городские маршруты, гражданам будет предоставляться право льготного проезда при наличии месячных проездных билетов всех видов (общегражданские, ЕСПБ, ученические, для городских пенсионеров по старости).
17.08.2016 г. - пущен новый автобусный маршрут №115 в микрорайон "Болховский".

К середине 2017 года автобусы ПАТП-1 встречались уже лишь в количестве нескольких единиц на маршрутах: 3,11,16,17. Обслуживали один дачный маршрут № 61.
8 ноября 2017 г. - Арбитражный суд Орловской области признал МУ ПАТП-1 Орла несостоятельным (банкротом). В отношении предприятия открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев.
Конкурсным управляющим назначен Александр Маслов. Он является членом ассоциации «Дальневосточная межрегиональная саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих». Заседание о его утверждении состоится 4 декабря.
Отмечается, что решение орловского арбитража может в течение месяца быть оспорено в Воронеже.
15 января 2018 г. - конкурсный управляющий принял решение о прекращении деятельности предприятия.
29 января 2018 г. - муниципальные автобусы ПАТП-1 работали в городе последний день. Марки автобусов: ЛиАЗ-5256, МАЗ-206, ПАЗ-32053. Последние маршруты, которые они обслуживали: 11, частично 16, частично 17. Одним из последних в полвосьмого вечера был замечен ЛиАЗ на "16" маршруте в районе 909 квартала.
02 февраля 2018 г. - конкурсный управляющий муниципального предприятия объявил о роспуске штата сотрудников.

_______________________________________________________________________________________________________________________

__________«Хронология смены подвижного состава»__________
http://orel-transport.ru/articles.php?gid=16

__________«Хронология смены названия предприятия и его руководителей»__________
http://orel-transport.ru/articles.php?gid=212

__________«Исторические фотографии»__________
http://orel-transport.ru/articles.php?gid=212

_______________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________
Статью подготовил: Kиpeeв Aндpeй. 2014 - 2018 гг.
© Данный материал опубликован автором только на этом сайте.

>Продолжение<

Фотографий на странице: 0