ОРЛОВСКИЙ ТРАНСПОРТ
Неофициальный сайт общественного транспорта Орла и Орловской области

г. ОРЁЛ, История различных видов транспорта: Автобусы: ч. 2

Автобусы городские. 1970 - 2014г.

>Начало<
_______________________________________________________________________________________________________________________
Изменения и дополнения.
18.11.2014г. - статья полностью готова.
---

**********************************************************************************************************
**********************************************************************************************************
**********************************************************************************************************

Посвящается 80-летию Орловского автобуса.

__________«Общие сведения.»__________
О довоенном периоде истории орловских городских автобусов написано в первой части раздела "История различных видов транспорта: Автобусы". Там дан материал из официального документа, хранящегося в музее ПАТП-1 города Орла. Хронологический период: 1934 - 1970-е годы. Поэтому здесь заострять внимание на этом временном периоде мы не будем. Упомянем лишь те даты и факты, которые не вошли в тут официальную историческую справку. Источники информации ведь бывают разные. И то, что в них нашлось я и попробую изложить ниже. 1990-е, 2000-е годы конечно уже по большей части будут восстанавливаться по памяти. Что ж - поехали!

А первые упоминания о Орловском автобусе относятся ещё к 1920-м годам, почти на десятилетие ранее своего официального открытия. Это упоминание найдено в материалах из музея трамвайного депо города Орла. К 100-летию трамвая московским исследователем С.А. Тарховым была проделана очень большая работа по написанию исторической справки по Орловскому трамваю. Иногда там упоминались и другие виды транспорта. И вот что пишет товарищ Тархов, касаемо автобусного движения в Орле:
«... В мае 1925 года разработан проект устройства в городе кольцевой автобусной линии для охвата окраин: Рабочего городка - Пушкарной слободы - Тургеневской улицы. Но в мае 1926 года из-за отсутствия средств от покупки автобусов для города отказались. ...»
И далее всё у того же автора, о городских автобусах упоминается уже в год их официального пуска:
«... В сентябре 1934г. тресту "Орловский городской трамвай" были выделены два небольших автобуса ГАЗ [ГАЗ-03-30 - К.А.], которые с 18 ноября 1934г. стали курсировать по двум маршрутам:
1) Вокзал - ул.Железнодорожная - ул.Пеньевская (ныне Грузовая) - ул.Московская - ул.Ленинская - ул.Садовая - Монастырка;
2) Вокзал - ул.Железнодорожная - ул.Пеньевская - ул.Московская - ул.Сакко и Ванцетти (ныне Карачевская).
Стоимость проезда составляла 30, 45 и 60 копеек в зависимости от расстояния.
газетное объявление об открытии автобусного движения в Орле.

Так как проезд в автобусе стоил дорого, на нем почти никто не ездил и вскоре шоферы стали "подрабатывать" на междугородней линии Орел-Кромы. Чтобы как-то снять нагрузку с трамвайной линии в Стрелецкую слободу и к Ботанике с 30 мая 1935г. автобусы стали курсировать по маршруту Первомайская площадь (сквер Танкистов) - Ботаника - Цон. В 1935г. оба автобуса перевезли 142.866, а в 1936г. - 86.500 пассажиров. Летом 1936г. оба автобуса курсировали по линиям до Кром, Тросны и Болхова и совсем не возили пассажиров по городу. В июле 1937г. город получил еще два новых 16-местных автобуса ГАЗ, что позволило трампарку возобновить с 5 июля автобусное движение по городу по маршрутам: 1) Вокзал - Ленинская и 2) Рабочий городок - 2-я Курская - Комсомольская.
В конце 1937г. 4 автобуса из трампарка были переданы вновь организованному Орловскому автогужтресту. В апреле 1938г. по городу курсировало два автобуса, а в мае 1941г. - 5 новых автобусов ЗИС-16. ...»

Вот такой материал о первых годах эксплуатации городских автобусов из музея трамвайного депо. Далее о развитии автобусного движения можно почитать в официальном документе опубликованном в "первой" части. Лишь хотелось бы заострить внимание на последних строках предыдущего абзаца. Автобусы ЗиС-16... В 1937 году, когда город Орёл стал областным центром, на развитие его коммунальной инфраструктуры были направлены большие деньги (коих не выделялось последние годы). В сфере транспорта горожане сразу ощутили следующие блага: 1939г. - пуск орловского такси; 1938г. - перешивка древнего узкоколейного трамвая на стандартный ширококолейный, замена подвижного состава (впервые за 40 лет); закупка первых полноценных городских автобусов (ЗиС-16) и утверждение городских автобусных маршрутов, остановок на них; асфальтирование первых улицы и установка светофоров и дорожных знаков; строительство центральной трамвайной диспетчерской. Но автобусам ЗиС-16 суждено было проработать в Орле считанные месяцы. С началом Великой Отечественной войны все автобусы были отданы для нужд армии. К концу лета 1941 года автобусные перевозки в городе прекратились. Трамвай же работал до самого начала оккупации города (до октября месяца).

Через 4 года Орловский автобус отпраздновал своё второе рождение (на 2 года позже трамвая). Вот какая заметка по этому поводу попалась мне на страницах газеты "Орловская правда" от 12.09.1945 года:
«... С каждым днём наш родной город становится оживлённей и жизнерадостней. На его улицах вслед за возрождённой трамвайной магистралью ожила сеть автобусных сообщений. С 5 сентября от Володарского переулка [Воскресенский переулок - А.К.] до Ботанического сада начали курсировать три пассажирских автобуса. На-днях автоуправление выпускает ещё две машины, которые будут ходить по маршруту Вокзал - Ботанический сад. ...»
Вот таким был первый послевоенный маршрут. Тут стоит отметить, что из всех лет существования орловского автобуса лишь в период 1945 - 1949 год у автора нет пока очень точных сведений, какие автобусы могли эксплуатироваться в этот отрезок времени. Но, круг версий тут довольно узок. Это были автобусы марок: ГАЗ-03-30 или ЗиС-8. Эти, преимущественно довоенные машины, восстанавливали после войны несколько ремзаводов страны и передавали в нуждающиеся города.
В 1949 году в город Орёл прибыли первые городские автобусы ЗиС-154. Эти новые, комфортабельные, огромные по тем временам машины были настоящей диковинкой для нашего города! О точном количестве поступивших машин сказать трудно, но их было не много (есть информация что 9 штук). Об этих автобусах достаточно много написано в интернете (советую поискать и почитать). В этом же году открылись ещё два новых маршрута: (№2) Колхозный рынок - Ленинская - Горького - школа №19 и почти повторяющий его (№2а): Колхозный рынок - Ленинская - Полесская площадь - Октябрьская - Володарский райисполком (до района нынешнего завода «Орлэкс» и остановки "Чайная").
В мае 1950 г. Орловская автоколонна № 68 была разделена на два предприятия: Орловская автоколонна № 68, у которой остались грузовые перевозки и Орловская автотранспортная контора (АТК), которой были переданы пассажирские автобусные перевозки в Орле и межрайонные. С этой даты берёт своё начало полноценный - автобусный парк. Орловская автотранспортная контора разместилась по ул.3-й Курской,20.
Автобусный же парк пополнился автобусами ЗИС-155.
Открывается третий автобусный маршрут: Автостанция - Рабочий городок.
В 1955 году в городе насчитывается уже 5 городских автобусных маршрутов: 1) "Вокзал - Монастырка", 2) Вокзал - Ботаника - Заводы, 3) Комсомольская площадь - Рабочий городок, 4) Комсомольская площадь - Ново-Троицкий посёлок (Наугорское шоссе), 5) Вокзал - Элеватор (мясокомбинат); и четыре пригородных маршрута №№ 6,7,8,9. [данные из адресно-справочной книги, Орёл, 1955г.]
В 1958 году в город поступают первые автобусы ЗиЛ-158 (ЛиАЗ-158). А уже в декабре 1961 года на городской маршрут №1 вышли первые автобусы ЛАЗ-695Б (с последующими партиями этих машин поступала уже более новая модель -695Е). И впервые в городе на автобусном маршруте №1 "Вокзал - Завод Приборов" введено бескондукторное обслуживание пассажиров. В салонах автобусов были установлены кассы-полуавтоматы для сбора денег и выдачи билетов. Но ещё до середины 60-х годов кондукторы встречались в автобусах не оборудованных кассами. Трамвай перешёл на бескондукторное обслуживание лишь в 1967 году.

До 1960 года на 3-Курской, 20 вместе с автобусами базировался ещё и орловский таксопарк. А в указанном году он переехал на новую территорию по улице Московская, 64.
В 1963 году Орловская АТК годовой государственный план не выполнила, основной причиной, повлиявшей на невыполнение государственного плана явилось плохое техническое состояние парка. На конец 1963 года в АТК насчитывалось 219 автобусов. Из-за очень маленькой территории автобусного парка машины приходилось ночью ставить в городе. Одна из самых больших подобных ночных стоянок была на Щепной площади. Аналогичная ситуация была и у трамвайного парка, часть вагонов которого, ставилась ночью в прилегающий к депо переулок.
В конце 1966 года автоуправлением проведена разгрузка Орловского автобусного парка за счет выделения значительной части загородных автобусов в Орловское хозяйство "Сельхозтранс". Так, районные и областные автобусы переехали на новое место - на Скульптурную улицу в открывающееся ПАТП-3, а в старом парке теперь оставались лишь городские и пригородные автобусы.
На рубеже 1968-69 годов в городе открывается уже 12-й автобусный маршрут и полный их список выглядит следующим образом: 1) Вокзал - ул.Цветаева, 2) Вокзал - Заводы, 3) пл.Комсомольская - ул.Ливенская, 4) Наугорское шоссе-Карачевское шоссе, 5) Автовокзал - Элеватор, 6) Автовокзал - Силикатный завод, 7) ул.Цветаева - пос.Знаменка, 8) пл.Комсомольская - мотель Шипка, 9) пер.Володарский - пос.Лужки, 10) Карачевское шоссе - ул.Ливенская, 11) Весёлая слобода - завод Ремстанок, 12) Автовокзал - ул.Цветаева. Есть так же информация о коротких маршрутах от Знаменки до Дормаша и от микрорайона до СПЗ.
Несмотря на большую работу, проводимую коллективом АТК в городские органы власти поступают жалобы и заявление граждан на плохую работу автобусов. Большая часть заявлений относится к нарушениям графиков движения автобусов, грубость водительского и кондукторского состава, на большие очереди на многих остановках в утренние и вечерние часы. Техническое обслуживание автобусов так же оставляло желать лучшего.
Сам автобусный парк с годами неоднократно менял своё название, реорганизовывался и переподчинялся. Историю изменения названий предприятия можно проследить следующим образом:
В 1950 году от автоколонны №68 отделяется Орловская автотранспортная контора (АТК), которая и обосновывается на новой территории по адресу: ул. 3-Курская, 20.
С 1960г. - Орловский автобусный парк.
С 1967г. - Пассажирское автотранспортное предприятие №1 (ПАТП-1).
С 1970г. - Автоколонна №1794 (АК-1794).
С 02.1976г. - Производственное объединение пассажирского автотранспорта (ПОПАТ).
в начале 1980-х автопарк полностью переезжает на Ростовскую улицу.
С 1988г. - Пассажирское автотранспортное предприятие №1 (ПАТП-1).

В самом начале 1970-х годов на улицах города появляются первые автобусы ЛиАЗ-677, которые стали основным автобусом на улицах Орла на несколько последующих десятилетий (последний 677-й покинул улицы Орла в конце ноября 2008 года. В Кромах такой автобус продержался до 2010 года). После тесных совсем не городских ЛАЗ-695Е, морально устаревших, шумных и холодных зимой ЗиЛ-158 новые ЛиАЗы были настоящим подарком для горожан. Просторные, тёплые и вместительные автобусы резко выделялись среди своих устаревших собратьев.
Наряду с поступлениями новых автобусов теснота старого автобусного парка всё чаще давала о себе знать. В начале 70-х и было принято решение о переводе автопарка на новое место - на Ростовскую улицу. Выбрали место и на первые годы пока ещё свободная от застройки площадка - стала местом стоянки автобусов, которые уже не вмещались на территорию старого парка. Администрация и ремзона по прежнему находились на 3-Курской. Из воспоминаний водителей, найденных в старых газетах, такое раздвоение парка было весьма не удобным. Ранним утром им приходилось ехать сначала на 3-Курскую за нарядами, медосмотрами и т.д., а потом, после всех этих процедур, ещё и добираться на самую окраину города за своими автобусами.
На новой территории постепенно начали возводиться первые корпуса ремзоны. По мере возможностей возводились одни из самых крупных зданий: крытая стоянка и многоэтажный административный корпус.

В конце 1970 - начале 80-х годов в автопарк поступают первые венгерские автобусы Икарус. Предположительно (но не подтверждено): в 1978 году - Икарус-260, а в 1981-м - Икарус-280. Надёжные, комфортабельные, большие автобусы сразу полюбились горожанам и помогли хоть немного снять всё нарастающее напряжение на городских маршрутах.
В середине-конце 1970-х появляются новые маршруты: №№ 13 - "Комсомольская площадь - Микрорайон - СПЗ"; 14 - "Улица Цветаева - улица Герцена - Микрорайон - СПЗ". А в 1976 в городе вводится первый маршрут полуэкспресса №13э - "Комсомольская площадь - Микрорайон". Маршрут имел малое чисто остановок и большую стоимость проезда.
В 1976 году в городе прошла компания по массовому сокращению и упорядочиванию остановок в городе. Так пытались добиться сокращения времени на поездку и просто навести порядок. В эти же года среди водительских бригад не редко проводились конкурсы на звание "Маршрут высокой культуры". Так, в 1977 году таким маршрутом считался №4. Наиболее загруженными и ответственными были маршруты; №№ 3,7,8,11.

В 1980-81 годах к перебазировавшемуся на южную окраину города орловскому аэропорту открывается новый автобусный маршрут №18 "Вокзал - Автовокзал - Аэропорт", связавший все три транспортные пассажирские узла города.
28 октября 1982 года принята в эксплуатацию система АСДУ-А (Автоматизированная система диспетчерского управления автобусами, орловского территориального объединения автомобильного транспорта "Орёлавтотранс"). АСДУ позволяла осуществлять оперативное диспетчерское управление автобусным движением в целом и объективный контроль за каждой подвижной единицей, а так же накоплять и обрабатывать статистические данные. Осуществление этих технических возможностей повысило эффективность и качество автобусных перевозок пассажиров, культуру обслуживания населения. В городе было установлено несколько точек контроля АСДУ (ящики с аппаратурой на обочинах) и соответствующими передатчиками были оборудованы автобусы. На Комсомольской площади была оборудована автобусная диспетчерская (действовала до 2010 года. В последние годы - как комната отдыха). АСДУ действовала до конца 1990-х годов.
В эти же годы автобусный парк полностью переезжает со старой территории на Ростовскую улицу. К этому времени там постепенно достраиваются все помещения ремзоны и административно-бытовой корпус. Помимо прочего в новом автопарке имелась своя столовая, автозаправочная станция, механизированная мойка автобусов.
Меж тем, не одно десятилетие городские власти пытались организовать в городе единую диспетчерскую службу по общественному городскому транспорту (горком впервые поставил такую задачу в 1974 году). Но десяток лет не могли изготовить проект, потом ещё столько же построить здание. Так и работали: на автобусы своя диспетчерская, на ГЭТ - другая и на такси - третья. В итоге к перестройке (конец 80-х годов), вроде как, нашли здание и по одной информации - даже закупили для неё дорогостоящее оборудование. Несколько лет оно провалялось в отведённом здании мёртвым грузом, пока не было утилизировано (читать - расхищено). Мечта о ЕДДС опять не осуществилась. По некоторым данным то здание находилось на Новосильской улице в районе старого автопарка (сейчас это магазин).

В середине 1980-х появляется новый маршрут №19: "Автовокзал - Весёлая слобода". Один из самых запутанных городских маршрутов, следующий по улицам: Карачевское шоссе - Васильевская - 1-Посадская - Р.Люксембург - 3-Курская - Герцена - Приборостроительная - Лескова - Наугорское шоссе - Генерала Родина. Горожане в шутку прозвали его - экскурсионным. А в конце 1980-х запускаются новые автобусные маршруты 25 и 26: "Пл.К.Маркса - Октябрьская - Мезенка" и "Весёлая слобода - мясокомбинат - д/к Металлургов". Возможно, были пущены сразу после открытия моста через Оку на улице Раздольная в 1988 году. И в январе 1989 года открыт маршрут №27: Пл.К.Маркса - Зареченвская ПМК. Маршруты №№25 и 26 обслуживались автобусами Икарус-280, а №27 - ЛиАЗ-677.

Перестройка и развал страны конечно сильно ударили по автобусному парку, хотя, первые годы новой России он переживал относительно не плохо. Чистые и опрятные автобусы, по некоторым маршрутам вполне хороший выпуск с разумными интервалами. Значительно усилилась ремонтная база автопарка. На предприятии подошли даже к тому, что своими силами стали делать капитальный ремонт автобусам ЛиАЗ и Икарус-260, -280.

В 1995 году за стабильную работу и улучшение некоторых показателей в работе на фоне всеобщего упадка производства предприятие было награждено призом - "Факел Бирмингема".
На начало 1990-х число городских автобусных маршрутов достигло своего максимума и стало ровняться - 27. Из них: 16,20,21,22,23,24 - сезонные дачные маршруты. И с середины 90-х в городе не наблюдалось маршрутов №13 и 17. Поговаривают, что 13-й одно время пропадал, а потом появился, но без номера на маршрутных табличках. 17 же, вроде как, пытались ещё в 80-х пустить куда-то на Знаменку, а в 90-х с вокзала на Силикатный. Но он так нигде надолго и не прижился.

Меж тем в начале 90-х годов помимо обычных городских автобусов ПАТП-1 начало эксплуатацию и маршрутных такси. Для подвижного состава были выбраны автобусы - КАвЗ-3271. Красный кузов и голубой с белым капот - такая окраска этих машин стала привычной для орловцев на более чем десяток лет. Года до 97-го на борту автобусов наносилась белая надпись МАРШРУТНОЕ ТАКСИ, а после - ЭКСПРЕСС. Проезд в этих автобусах был дороже, чем в обычных. но зато они могли проезжать пустые остановки и в целом - были шустрее своих больших собратьев.
После того, как в 1989 году был открыт крайний на то время автобусный маршрут №27, открывались только новые "экспрессные" маршруты. В адресном справочнике за 1993 год в списке автобусных маршрутов (на 01.01.1993г) имеются уже номера и маршрутных такси: №№31-35. Не очень понятно, почему не указаны маршруты 28-30, но, может быть, они просто были зарезервированы для планируемых к открытию автобусных маршрутов. Однако, вскоре были отданы - маршруткам. К 1998 году их список был уже таков:
№13 «Комсомольская площадь — К.Маркса пл. — Северный рынок»
№28 «Госплемобъединение — 1-Посадская — Мезенка»;
№29 «Автовокзал — Весёлая сл. — Улица Цветаева»;
№30 «Автовокзал — К.Маркса — Южный переулок»;
№31 «Вокзал — 1-Посадская — Весёлая слобода»;
№32 «Площадь К.Маркса — Д/к Металлургов»;
№33 «1-Посадская улица — Комсомольская — Знаменка»;
№34 «Автовокзал — 1-Посадская — Станция Лужки»;
№35 «Улица Цветаева — Герцена — Д/к Металлургов»;
№36 «Силикатный завод — К.Маркса — Автовокзал»;
№37 «Улица Гайдара — К.Маркса — Автовокзал»;
№38 «Станция Лужки — К.Маркса — Вокзал»;
№39 «Силикатный завод — Октябрьская — Октябрьская — 1-Посадская улица».

24 января 1996 года - стал днём, когда по причине отсутствия в автопарке топлива, из ворот ПАТП-1 на городские маршруты не вышли автобусы. Сотни горожан опоздали в то утро на работу. Берущиеся штурмом переполненные троллейбусы и трамваи подолгу задерживались на остановках с не закрывающимися дверями. К исходу дня общими усилиями городского и областного руководства средства на бензин были найдены.
В феврале 1998 года автопарк пополнился новыми автобусами Икарус-280.33М (12 автобусов) и Икарус-263 (2 автобуса). Это была последняя поставка в Орёл автобусов марки Икарус. Два из тех 280-х ещё работают в 2014 году и, вероятно, дорабатывают свои последние дни. В этом же году в автопарк поступили автобусы ПАЗ-3205 (6 штук), которые вскоре вышли на городские экспрессные маршруты, немного разбавив там КАвЗы. Всего же к концу 1990-х годов в городе основной массой эксплуатировались автобусы моделей: ЛиАЗ-677М, Икарус-260 и -280. Так же в ПАТП-1 имелось пять автобусов ЛиАЗ-5256.00, поступивших в Орёл в 1997 году; три Mercedes-Benz O305 б/у из Европы; четыре Икарус-280.64; четыре "гармошки" Икарус-280.03 (то же б/у). Последние отличались: количеством дверей - их было всего две (спереди и возле "гармошки"), отсутствием форточек в окнах и схемой сидений в салоне 2+2. В целом - были очень не удобны для городских маршрутов.

В самом конце 1990-х годов (январь 1999г.) на рынок перевозок в Орле пришёл частник. Частные маршрутки стали медленно, но верно заполонять городские маршруты (как открывающиеся новые, так и старые автобусные). И уже в 2000 (или 2001) под натиском маршруток пал первый автобусный маршрут: №2 "Вокзал - Госплемобъединение". А дальше процесс только набирал обороты.
В 2003 году все автобусы перешли на работу с кондукторами (ГЭТ сделал это в 1996 году). Компостеры для билетов в салонах были сняты.
В 2004 году орловский автобус отметил своё 70-летие. На тот момент ПАТП-1 располагало более 150-тью автобусами. Обслуживало 16 городских, 10 экспрессных и 11 дачных маршрутов. В ПАТП-1 разработана и внедрена технология производства капитально-восстановительного ремонта полностью самортизированных автобусов. Много Икарусов и ЛиАЗов обрело в ремонтных цехах ПАТП вторую жизнь.
В середине 2000-х с улиц города исчезают автобусы экспрессы КАвЗ.
После последней большой партии новых Икарусов, таких массовых поставок не видели ещё десяток ближайших лет. Поступали единичными экземплярами автобусы средней вместимости ПАЗ-3205. Исключением стал 2006 год, когда город получил 6 больших автобусов ЛиАЗ-5256.30. А в октябре 2008 года автобусный парк пополнился сразу на 23 новых автобуса ЛиАЗ-5256.26. Вскоре они вышли на городские маршруты. И ещё два таких автобуса поступили в 2010 году. Далее, поставок больших автобусов пока не было (на 11.2014г). В декабре 2009 года поступили первые пять низкопольных автобуса средней вместимости - ПАЗ-3237 «Лужок».

Между тем, сокращение городских автобусных маршрутов продолжалось. Маршруты маршруток - продолжали увеличиваться. Особенно резкий скачок сокращений наблюдался на вторую половину 2000-х.
2007 год стал последним, когда в городе работали автобусы и микроавтобусы в режиме - маршрутное такси и полуэкспрессы. После первого, прошедшего в 2007 году конкурса среди перевозчиков на право транспортного обслуживания населения по регулярным маршрутам муниципальной маршрутной сети, в Орле остались только - автобусные, трамвайные и троллейбусные виды перевозок. Официальное постановление об отмене перевозок в режиме маршрутного такси смотрите в теме о истории маршруток. Список маршрутов больших автобусов и бывших "маршруток" теперь объединялся в - единый реестр автобусной маршрутной сети города Орла. По этому новому списку множество привычных горожанам маршрутов зачем-то меняло свои номера. Новый номерной интервал планировался таким: №№ 1 — 25 муниципальные автобусы ПАТП-1; 26 — 60 частные перевозчики. Но первые попытки упорядочить рынок перевозок надежды не оправдали. Именно после этих манипуляций - в городе и появилось значительное количество маршруток работающих по городу не легально. Появляются двойные маршруты (легальный и не легальный не прошедший конкурс 2007) имеющие одинаковые номера, но разные направления. Вдобавок к этому по городу начали ездить «трёхзначные» маршруты. По документам это были пригородные маршруты. Но по сути, большей частью они проходят по городу, лишь с небольшим выездом за городскую черту. Работали на условиях, общих с городскими маршрутами (со всеми городскими остановками).
Основным положением было:
- по новому реестру 2007 года в городе остаются: 60 автобусных, 11 троллейбусных и 4 трамвайных маршрутов. Основные перевозчики – ПАТП-1, НП ЦППП (некоммерческое партнерство Центр Поддержки Пассажирских Перевозок), ООО "Гепард", Региональная общественная организация "Альтернатива", 6 ИП, которые не входят в общественные организации.
С декабря 2008 года городские маршруты теперь становились только городскими (исключительно в пределах города). Так жители пригородных: Мезенки лишились привычного им маршрута №25; Зареченского посёлка - маршрута 27; а Знаменка - маршрута №7. "Семёрка" была неотъемлемой связующей нитью областного центра и большого посёлка городского типа на протяжении почти пятидесяти лет. Не одно поколение знаменцев ездило в областной центр именно на - "семёрке".
А ещё в декабре 2008 года после прихода в автопарк большой партии новых автобусов, с улиц города навсегда исчезают последние автобусы ЛиАЗ-677 (работали до последнего на 6 и 27 маршрутах). Автобусы этой модели были неотъемлемой частью городской среды на протяжении порядка сорока лет. В 2009 году все они были порезаны на территории автопарка.
В конце 2009 года на территории городского автопарка массово порезали очень много старых автобусов, стоящих там на открытых стоянках. Именно тогда навсегда были утрачены последние автобусы марок: КАвЗ-3271 (красные с бело-голубыми капотами), ЛиАЗ-677М, Икарус-260 и -280.03, ЛиАЗ-5256.00, Mercedes-Benz O305. Основную массу утиля составили конечно - всевозможные Икарусы.

К 2010-м годам наблюдаются изменения в парке подвижного составе теперь уже бывших маршруток (а ныне - автобусов малой и средней вместимости). Он становится очень разнообразным. Главенствующую часть по прежнему составляют автобусы ПАЗ-32053, микроавтобусы ГАЗ-3221. Становятся широко распространёнными автобусы: Hyundai County SWB (РЗГА); Богдан А092; Ford Transit 115T430; Mercedes-Benz Sprinter и другие. Постепенно исчезают старые микроавтобусы «ГАЗели». Но в целом - тотально «вымирающих» моделей не прослеживается.
В 2009, 2010 годах городские власти пытаются провести очередные конкурсы на право перевозок пассажиров, дабы упорядочить работу автобусов, избавится от нелегалов и избытка огромного количества автобусного подвижного состава на узких улицах Орла. Но все эти конкурсы либо постоянно откладываются, либо, если их чудом и удаётся провести, то позже - аннулируются. Складывается впечатление бессилия власти в наведения порядка с городскими перевозками или просто нежелание что-то менять.

В начале 2011 года в городе работают следующие номера автобусных маршрутов:
Городские: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 14, 15, 16, 17, 18, 20, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 51, 52, 54, 55, 56, 57, 57, 58, 58а, 59, 60, 66, 67, 74, 75, 76, 77, 79, 80. Они обслуживаются ПАТП-1 и частными перевозчиками.
Трёхзначные маршруты, проходящие большей частью по городу, перевозящие пассажиров по единому городскому тарифу со всеми остановками: 114, 115, 150, 312, 341, 342, 348, 350, 352, 354, 356, 400, 420, 421, 435, 444, 448, 452, 453, 456, 457, 458, 459, 464, 482.
Из них маршруты №№ 3, 4, 5, 6, 8, 9, 11, 12 - не сменили своего номера в тотальную перенумерацию 2007 года и сохранили свои исторические направления. Так например, маршрут №5 ходит в район хлебной базы №36 и улицы Гайдара ещё с середины 1950-х годов, всю свою историю лишь постепенно удлиняясь в противоположную сторону.

Основными перевозчиками являются:
МУ «Пассажирское автотранспортное предприятие № 1»;
ОРООПП «Альтернатива»;
ООО «Орловское маршрутное такси «Гепард»;
ОРООПП «ЛОГОС»;
НП «Центр поддержки пассажирских перевозок»/ООО ОПК;
НП «Гильдия перевозчиков Орловской области»;
ОАО «ПТК» (пригородные и областные перевозки); и другие.

На 03.2011г. Проезд в маршрутках составляет 10 рублей.
Частные автобусы прочно завоевали и рынок внутриобластных перевозок. Продолжается уверенный перевод областных маршрутов от государственных автотранспортных предприятий к частным фирмам. Парк автобусов за последнее десятилетия значительно сменился. Если в начале 2000-х годов по области нас перевозили основные большие автобусы: Икарус-256 / -250, ЛАЗ-695Н, ЛАЗ-699Р, ПАЗ-3205, то к 2011 году основным автобусом области становится ПАЗ-3205**. Редко уже встречаются автобусы Икарус-256, полностью исчезли ЛАЗы.

08.2012г. - в городе после пятилетних попыток городской администрацией проведён вполне успешный конкурс на право обслуживания городских маршрутов. С перевозчиками заключены прямые договора сроком на 3 года. Хотя, на практике в городе после этого что-то поменялось не сказать что сильно. Несколько совсем не легальных автобусных маршрутов исчезло, несколько - уже легальных - решено было ввести. Незначительно изменились трассы нескольких маршрутов. Подвижной состав изменился не значительно, качество обслуживания пассажиров тоже. Действуют маршруты №№ 1-60,76 (с незначительными пробелами). Работают в основном автобусы малой и средней вместимости.

В руководстве же главным городским автобусным предприятием дела обстоят далеко не лучшим образом. В Начале 2010-х доходит до того, что меняется по нескольку директоров за год. Автопарк находится во всевозможных долгах. С 2010 по 2014 год не поступали новых автобусов. На 2014 год его подвижной состав состоит из:
17 автобусов ЛиАЗ-5256.26 (ещё около половины - не на ходу)
2 автобуса Ikarus-280.33M
31 - ПАЗ-32053
8 - Богдан А09204 (ещё два не на ходу)
3 - ПАЗ-3237-03 "Лужок" (ещё два не на ходу)

Летом 2014 года - введении в эксплуатацию интернет ­сервиса «Транспорт онлайн», которая позволяет отслеживать перемещение подвижного состава на маршрутах через компьютер или мобильные устройства. Достаточно выбрать необходимый маршрут и на карте города появится его трасса и все автобусы, работающие в данный момент времени. Так же можно прогнозировать прибытие автобусов на конкретные остановки.
В сентябре на остановке ТРЦ "Рио" вводится в работу первое электронное остановочное маршрутное табло в работе.

Строительный бум последних лет в городе и появление целых новых микрорайонов заставляет заботиться о их транспортной доступности. В последние годы были открыты новые маршруты в микрорайоны: Зареченский (4,5,6,13,37,59); Новая Ботаника (22,38,39). На очереди новый микрорайон "Болховский". К новым жилым районам по новой построенной улице Раздольная был пущен вновь открывшийся маршрут №14. Пошли маршруты №№ 19 и 23 по новой улице Мостовая из района Весёлой слободы на Карачевское шоссе. В 2007 году первые маршруты пошли до строящегося ТМК "Гринн", а сегодня их уже там с десяток.

_______________________________________________________________________________________________________________________

__________«Хронология смены подвижного состава»__________
http://orel-transport.ru/articles.php?gid=16

__________«Хронология смены названия предприятия и его руководителей»__________
http://orel-transport.ru/articles.php?gid=212

__________«Исторические фотографии»__________
http://orel-transport.ru/articles.php?gid=212

_______________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________
Статью подготовил: Kиpeeв Aндpeй. 2014 - 2015гг.
© Данный материал опубликован автором только на этом сайте.

>Продолжение<

Фотографий на странице: 0