ОРЛОВСКИЙ ТРАНСПОРТ
Неофициальный сайт общественного транспорта Орла и Орловской области

г. ОРЁЛ, История различных видов транспорта: Маршрутки

_______________________________________________________________________________________________________________________
Изменения и дополнения.
18.11.2014 - 2007 год. Первый конкурс перевозчиков и упразднение маршруток.
---

**********************************************************************************************************
**********************************************************************************************************
**********************************************************************************************************


«ПОЛУЭКСПРЕССЫ И МАРШРУТНОЕ ТАКСИ»
Немного поговорим о маршрутках. История этого, пожалуй самого молодого вида пассажирского транспорта Орла, до этого конечно никогда не прослеживалась. И поэтому это будет первая попытка сделать это. По объёму, историческая летопись этого вида транспорта конечно куда меньше чем, допустим, у трамвая. Но некоторые сведения всё же нашлись.
Итак, попробуем. Как же и главное, когда рождался, теперь самый процветающий вид пассажирского транспорта Орла? Собрав материалы я понял, что у наших маршруток чётко выявляется сразу три дня рождения (по крайней мере два точно), которые смело и можно праздновать. Почему же так, спросит читатель?! Рассмотрим всё по порядку:

__________«Краткая история орловских маршруток»__________
День рождения №1: 1976 год «Экспресс».
Сразу хочется всё расставить на свои места. Мы привыкли сейчас к слову «маршрутки» и по сути, относим к ним все пассажирские автотранспортные средства, кроме автобусов большой вместимости, которых, к слову, и осталось не так много. Но был в городе и ещё один вид (если конечно его можно назвать отдельным видом) общественного транспорта — экспрессы. Что-же они представляли собой и чем отличались от маршруток?
Маршрутка (говоря простым языком) — это вид пассажирских перевозок, осуществляемый по установленным маршрутам. Входить и выходить из транспорта пассажирам разрешается по требованию в любом месте не нарушающим ПДД и отвечающем безопасности пассажиров. Автор где-то читал, что раньше, когда маршрутные такси только появились, по требованию можно было только выходить, а входить только на установленных остановках.
Экспресс - маршруты вообще не имеющие промежуточных остановок. В Орле не практиковались.
Полукспресс — это вид перевозок, осуществляемый по установленным маршрутам. Входить и выходить можно было только на остановках. В Орле первые полуэкспресс маршруты дублировали основные маршруты, но: с наименьшим числом остановок, ускоренным движением и большим тарифом за проезд.
Первый полуэкспрессный маршрут открыт в Орле в 1976 году. В советские годы полуэкспрессы подходили под написанное выше определение. В 1980-х годах действовало несколько полуэкспресс-маршрутов (см. раздел история маршрутов). Например это выглядело так: 5 и 5э, 7 и 7э, 9 и 9э... Стоимость проезда была 10 копеек, против пяти в автобусах.
В одной из газет «Орловская правда», вышедшей 13 мая 1976 года, мне попалась такая занимательная статья под названием «Почему стало меньше остановок». Раньше вообще очень часто писали о проблемах транспорта в городе, которых, к удивлению было куда в разы больше чем сейчас. И вот очередная статья. В ней говорилось о том, что власти города предприняли несколько мер к улучшению работы пассажирского транспорта Орла, а в частности убрали некоторые остановки, дабы ускорить процесс движения. Вот и рассуждают там, помогло ли это или нет. И вот, я и нашёл такую информацию. В мае 1976 года вводится «полуэкспрессный маршрут №13э. Действовать он будет в часы «пик», утром с 6 до 9 часов, вечером с 16 до 20. Автобусы отправляясь от пединститута будут делать остановки лишь на площади Карла Маркса, у гостиницы «Орёл», на улице Электровозной, у завода УВМ и наконец в микрорайоне. Интервал движения между автобусами составит одинадцать-двенадцать минут».
Вот такая первая попытка внести изменения в работу автобусов и стала прообразом наших привычных маршруток. Новый маршрут 13э вероятно совпадал с самым высоким тогда автобусным маршрутом №13: «Комсомольская площадь - СПЗ». Какие автобусы ходили по маршруту 13э тогда - сказать сложно.

В середине 1990-х годов (примерно 1996 год) полуэкспрессными маршрутами становятся все автобусы маршрутных такси. Красные автобусы КАВЗ и ПАЗ-3205 носившие до этого на своих бортах большую белую надпись «Маршрутное такси» теперь все стали иметь аналогичного вида надпись «экспресс». И после этого, полуэкспрессы уже не всегда имели одинаковые цифры с основными маршрутами (5 и 5э), а некоторые просто выделились в самостоятельные маршруты. В 1998 году это были маршруты: 13, 28-39 (маршруты 1-27 были автобусными). Наименование маршрутов:

13 - Комсомольская площадь - Северный рынок
28 — Госплемобъединение- Мезенка
29 — Автовокзал — улица Цветаева
30 — Автовокзал — переулок Южный
31 — Вокзал-Веселая слобода
32 — площадь Карла Маркса — улица Раздольная
33 — 1-Посадская улица — Госплемобъединение
34 — автовокзал = станция Лужки
35 — д/к Металлургов — улица Герцена - улица Цветаева
36 — Силикатный завод — Комсомольская площадь
37 — улица Гайдара — Комсомольская площадь
38 — станция Лужки — Вокзал
39 — Силикатный завод — 1-Посадская улица.

Как такового маршрутного такси в городе до 1999 года не было. Хотя, понятие «маршрутка» употреблялось. Все автобусы полуэкспрессов принадлежали ПАТП-1 и контролировались системой АСДУ-А, как и автобусы.
В 1999 году появляются первые коммерческие маршрутки (маршруты 40-53). С этого момента и все ближайшие несколько лет шёл медленный, но уверенный перевод муниципальных автобусных и экспрессных маршрутов к коммерческим перевозчикам. Перейдя на коммерческую основу маршруты теряли статус полуэкспрессных и автобусы обслуживающие их называли уже просто — маршрутками.

Последним экспрессным маршрутом, который обслуживало ПАТП-1 очень вероятно был 1э «Автовокзал — улица Горького». Хотя, по факту, это был обычный автобусный маршрут, на котором просто не действовали льготы, как бы "дополнительный". Но на трафарете имел номер "1э". В 2005 году передан коммерческому перевозчику.
К 2010-м годам понятие «экспресс» или «полуэкспресс» в городе забыто.

День рождения №2: 1981 год «Маршрутное такси».
25 мая 1981 года — дата официального открытия движения маршрутных такси в городе Орле. В этот день был открыт первый маршрут этого нового вида транспорта для Орла. Первыми орловскими маршрутками стали небольшие микроавтобусы РАФ-2203. А первый маршрут был такой: «Володарский переулок — д/к «Металлургов». На маршруте были следующие обязательные остановки: Володарский переулок, завод Текмаш — Электровозная улица - завод УВМ — д/к «Металлург». Это из официального объявления в газете. Есть предположение, что ещё одной остановкой могла быть - «Гостиница «Орёл». Из-за ремонта Красного моста, вместо Володарскогог переулка, микроавтобусы некоторое время сначала оборачивались возле центрального универмага.
В салоне автобуса одновременно могли разместиться 11 человек. Плата за проезд 20 копеек, а способ оплаты при помощи полуавтоматических касс-копилок. Время работы с 6 час. 30 мин. и до 19 часов. Принадлежали микроавтобусы ПАТП-2 города Орла.
Позднее, как помогли уточнить на сайте наши постоянные посетители, появились новые маршруты: №1 «Володарский переулок — д/к «Металлургов»; №2 «1-Посадская улица — Знаменка»; №3 «Вокзал — ул. Герцена — Весёлая слобода». В 1988 году оплату при помощи касс-копилок упразднили и она стала производиться, теперь уже привычно и для нас, - водителю в руки (правда тогда это было с выдачей талона).
Маленькие микроавтобусы РАФ постепенно исчезли с городских улиц в начале 90-х годов и на смену им пришли автобусы средней вместимости КАвЗ-3271. Ярко-красные автобусы с голубым «носом» выступающего вперёд моторного отсека навсегда останутся в памяти горожан. Именно они выручали в трудные минуты замерзающих на зимних остановках пассажиров, всеми правдами и неправдами пытавшихся дождаться и влезть в переполненные автобусы и троллейбусы. На боковых стенках автобусов была большая белая надпись «Маршрутное такси». Позже, к концу 90-х годов она сменилась на слово «Экспресс». Эти КАвЗики числились уже в рядах орловского ПАТП-1 (в те года оно некоторое время именовалось ПОПАТ) и стали основными подвижными единицами маршрутных такси.
В 1993 году действуют следующие маршруты:
28 — Госплемобъединение- Мезенка
29 — Автовокзал — улица Цветаева
30 — Автовокзал — переулок Южный
31 — Вокзал-Веселая слобода
32 — площадь Карла Маркса — улица Раздольная
33 — 1-Посадская улица — Госплемобъединение
34 — автовокзал = станция Лужки
35 — д/к Металлургов — улица Герцена - улица Цветаева
К середине 1990-х годов на маршрутах появляются первые автобусы средней вместимости ПАЗ-3205, так же принадлежавшие ПАТП-1.
В середине 1990-х годов (примерно 1996 год) все автобусы М/Т становятся экспрессами и до 1999 года, как бы официально маршрутных такси в городе не было.

День рождения №3: 1999 год «частные маршрутки»
25 февраля 1999 года по праву можно считать днём рождения частных маршруток города Орла. Маршруток — главенствующих сейчас на улицах города. Событие знаковое и хорошо описано в одной из газет тех лет. Позволю себе привести статью в полном виде:
«МАРШРУТКИ ВЫДЕРЖАЛИ ЭКЗАМЕН»
В четверг утром вдоль шоссе, ведущего к ПАТП-1 выстроилась длинная очередь «Газелей», ПАЗов, ЛиАЗов, В хвост пристроились даже ЛАЗ и белоснежный автобус «Мерседес». Транспортные средства претендовали на право называться маршрутками и осуществлять пассажирские перевозки по старым и новым маршрутам.
Задачи конкурса, проводимого транспортным отделом горадминистрации совместно с ПАТП-1, транспортной и налоговой инспекциями, ГИБДД и комитетом по лицензированию, - обеспечить безопасную перевозку пассажиров по городу, «разгрузить» самые оживлённые маршруты и направить пассажирский транспорт в те районы, где он особенно необходим. В конкурсе маршруток участвовали восемь «частников» и юридических лиц. Первый этап - «медосмотр» - показал, что у 21 из 22 автобусов со «здоровьем» и техникой безопасности всё в порядке: отлично функционируют все системы, сидения - как новые; есть аптечки, огнетушители, знаки аварийной остановки, домкраты и пр. На втором этапе, прошедшем в пятницу, тщательно проверялась вся необходимая документация. В результате владельцы автотранспортных средств получили право заключать договоры на перевозку пассажиров. Участники, набравшие наибольшее количество баллов, сами выбрали маршруты, на которых будут работать. Частный предприниматель О. Ю. Генкин осуществит пассажирские перевозки по маршруту «Лужки — ул. Космонавтов» на пяти «ПАЗиках»; девять «ГАЗелей» «Орёлавтотранссервиса» будут курсировать между Северным и Южным рынками, а также от Северного рынка до больницы им. Семашко; «Мерседес» В. Л. Панюкова и «КАВЗ» Ю. М. Новосильцева будут возить людей от Знаменки до микрорайона и обратно. Другие участники конкурса «разобрали» те маршруты, которые остались».
М. Мальцева, «Поколение», 27.02.1999г.

После проведения данного конкурса количество маршрутов в городе увеличилось на 14 штук. Новые маршруты получили номера от 40 и до 53 включительно. И общий номерной промежуток стал таким: с 28 по 53. Из них коммерческие:

40 Северный рынок - Южный рынок
41 Северный рынок - Герцена - Семашко
42 909 квартал - Мезенка
43 З-д УВМ - Михалицына - Наугорское ш.
44 ул.Горького - Герцена - Автовокзал
45 Южный пер.- Михалицына - Наугорское ш.
46 Ливенская АЗС-1-я Посадская-Наугорское
47 Автовокзал - Ляшко - Вокзал
48 ст.Лужки-Воскресенский-ул. Космонавтов
49 1-я Посадская - Наугорское ш.
50 Южный пер.-Герцена - Наугорское ш.
51 Зареченское ПМК - г-ца Орел
52 Микрорайон СПЗ - Тайное
53 Микрорайон СПЗ - Вязки

В новом столетии этот, развивающийся вид транспорта, становится всё более и более популярным. Одновременно с этим приходит в упадок муниципальное предприятие ПАТП-1, где число автобусных маршрутов начинает сокращаться, а точнее передаваться частным перевозчикам. Основными марками автобусов на маршрутных такси в начале 2000-х годов были:
КавЗ-3271, ПАЗ-3205 и микроавтобусы ГАЗ-322100 («ГАЗель»).
К 2005 году рост числа маршрутов приобретает просто стремительный характер. По данным официального маршрутного реестра в городе действуют маршруты в номерном интервале от 1 до 91, с некоторыми промежутками. Этим видом транспорта охвачены уже все районы города. Многие маршруты на главных магистралях, почти на всём протяжении дублируют друг друга. С улиц города исчезают последние автобусы КАвЗ-3271. Оплата проезда в маршрутках осуществляется непосредственно водителю без выдачи талона. Стоимость проезда поддерживается на 2 рубля больше, чем в муниципальном общественном транспорте.

2007 год стал последним, когда в городе работали автобусы и микроавтобусы в режиме - маршрутное такси и полуэкспрессы. После первого, прошедшего в 2007 году конкурса среди перевозчиков на право транспортного обслуживания населения по регулярным маршрутам муниципальной маршрутной сети, в Орле остались только автобусные, трамвайные и троллейбусные перевозки.
Ниже приводится строки из официального постановление:

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ОРЛА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 18 июля 2007 г. N 1580
О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПО РЕГУЛЯРНЫМ МАРШРУТАМ МУНИЦИПАЛЬНОЙ МАРШРУТНОЙ СЕТИ.

"...
4.1. Признать утратившим силу со дня вступления в силу настоящего постановления постановление администрации г. Орла от 03.12.98 г. N 2303 "О порядке привлечения предприятий, организаций и индивидуальных владельцев автобусов и микроавтобусов к перевозкам пассажиров в режиме "маршрутное такси" в городе Орле.
...
Мэр города
А.А.КАСЬЯНОВ
..."

_______________________________________________________________________________________________________________________

Итак, подытожим:
1) 1976 год. Пущены автобусы по первому экспрессному маршруту (№13э).
2) 25.05.1981. В городе вводится новый вид пассажирских перевозок - маршрутное такси (микроавтобусы РАФ от ПАТП-2).
3) 25.02.1999. В городе появляются первые частные маршрутки.
4) 18.07.2007. В городе упразднён вид пассажирских перевозок - маршрутное такси.

_______________________________________________________________________________________________________________________
© Подготовил для данного сайта: Kиpeeв Aндpeй. 2010-2014г.

__________«Фотографии»__________

Орёл, "Конечная Площадь Карла Маркса"

328 КБ Орёл, Московская улица
Орловская маршрутка 1980-х годов. Автор фото: А.И.Поляков. Из коллекции: Сергея Сергеева

1984
© [Материалы фотографов]

Просмотров: 906 / Комментариев: 0
328 КБ

249 КБ Орёл, площадь Карла Маркса

10.09.1998
© Сергей Сергеев

Просмотров: 1413 / Комментариев: 12
249 КБ

Фотографий на странице: 2