ОРЛОВСКИЙ ТРАНСПОРТ
Неофициальный сайт общественного транспорта Орла и Орловской области

ОРЁЛ, Орёл - Сан-Франциско. История вагона серии «Ф» №106


«Москва – Орёл – Сан-Франциско, по маршруту таин и загадок»
В эти годы должно исполнится 100 лет орловскому вагону серии «Ф», который в далёкие теперь перестроечные времена отправили из Орла в Америку, в город Сан-Франциско для действующего там музея старых трамваев всего мира.
Трудно говорить о этом вагоне человеку, не видевшему его никогда. Хоть кажется, что сейчас с развитием интернет технологий узнать можно практически всё, но наш вагон хранит в своей судьбе несколько таин, ответ на которые пока не найден. О нём писали на многих транспортных сайтах, форумах, орловских газетах. И из всего этого я выделил несколько самых значительных загадок о нём. И так:

1. Бортовой номер. Все мы его привыкли видеть и называть под №106. Таким он и отправился в США, таким там и остаётся до настоящего времени. Но вот многие компетентные в плане истории трамвая люди приходят в выводу, что номер «106» был присвоен ему в период, когда его сняли с линейной эксплуатации в Орле и сделали служебным при орловском депо. Версия эта кажется вполне логичной. Служебные вагоны в тот период вполне могли иметь номера от ста и выше. Тогда остаётся вопрос, какой номер был у него изначально при постройке? Под ним он вероятно эксплуатировался до прибытия в Орёл в городе Москва. Возможно и в наш город он поступил как б/у вагон ещё с тем, старым номером. На некоторых орловских фотографиях встречаются эти московские вагоны с московскими бортовым номерами. Много б/у вагоном серии «Ф» пришли с трёхзначными номерами в районе 5** (пятиста). Фото с ними, повторюсь, попадались. Но есть мнение, что при дальнейшей эксплуатации в Орле их номера привели к более нормальному привычному для Орла порядку, начиная, например, с «1» и далее. В общем, в этом пока и тайна, какой номер у него был до списания с линии. Став служебным, он получает инвентарный номер «106», с ним и работает. И вот когда к 85-летию Орловаского трамвая старый служебный вагон решают отреставрировать под обычный линейный серии «Ф» для орловского депо, ему присваивают бортовой номер «85» в честь юбилейной цифры. С этим номером он в 1983 году торжественно проезжает по улицам Орла и впоследствии становится на постамент на территории депо. А когда приходит приказ о передаче вагона в США его снова повторно детально реставрируют с возвращением бортового номера «106», под которым он работал служебным. По необъяснимым пока причинам, вагону не присваивают его изначальный московский номер.
Хотя, нельзя делать сто процентных выводов. Да была партия б/у вагонов из Москвы с борт номерами в районе 5**, но обнаружена фотография, где по орловской улице едет вагон серии «Ф» с бортовым номером «10». Причём вагон очень интересной не опознанной модификации Ф-ок. По городской застройке мы уверенно датировали, что фото должно быть сделано до 1948 года, а первые вагоны «Ф» из Москвы стали поступать только с 1949-го. Вот тоже загадка. Но говоря о нашем обсуждаемом вагончике, всё это могло упираться в следующюю загадку с датой постройки вагона.

2. Прочёл не мало газетных статей тех лет о том, как восстанавливали это вагон сначала для себя, потом для отправки с Америку. Были среди них большие и подробные заметки на эту тему. И вот какую интересную деталь отметил. До приказа об отправке в Америку в газетах мелькает дата постройки этого вагона — 1912 год. Смело, без каких-либо ужимок журналисты пишут эту дата со слов работников ТТУ. А вот уже когда читаешь заметки о отправки этого вагона в США, дата постройки уже пишется 1922 год. И иногда ещё добавляют «вагон образца 1912 года». Прямым текстом дата 1912 упорно не пишется.
Вагоны серии «Ф» в основном выпускались в период с 1904 по 1912 годы. После этого попадались какие-то единичные экземпляры, но их было очень мало. В начале 1920-х годов российские заводы уже окончательно перестали выпускать вагоны серии «Ф» и переходили на его последующего «собрата» вагон «БФ». БФ-ы по базе сайта СТТС начали широко выпускаться с 1925 года. Вот и выходит, что наш вагон либо был выпущен раньше общепринятого срока (1922), либо попал в этот редкий промежуток и был выпущен в самые последние годы их производства в каком-то штучном экземпляре. Но в последнее верится с трудом.
И ещё немного интересных фактов. В одной из газетных статей вышедшей в 2002 году рассказывается о том, что на одном из выступлений в горадминистрации, тогдашний директор МП «Орёлэлектротранс» раскрыл одну из таин этого вагона. Дело в том, что американцы пополняя свой музей искали именно вагон Советского производства. Об этом и попрпосили Михаила Горбачёва, помочь им с их поиском. Выбор пал на наш орловский вагон. Но, со слов директора, вагон оказался 1912 года постройки, то есть, когда в стрене ещё не было Советской власти. А нужен был именно Советский подарок. Тогда, якобы, вагону и приписали год выпуска 1924(!) (ещё одна дата, но так написано в статье). Прошлое вагона надёжно стёрли, уровень подарка ведь был очень высок, и Советский презент отправился в Сан-Франциско. Вероятно, по причине секретности и не стали восстанавливать изначальный бортовой номер.
Был и такой случай. Году в 2009 на одном из московских трамвайных парадов долелось мне побеседовать с одним московским трамвайным исследователем. Когда зашла речь о вагоне 106, он начал меня заверять, что это вовсе вагон серии «БФ». Он якобы много про него знает, имеет какую-то документацию. Но я для себя эту версию впоследствии отмёл.
Известный московский исследователь С. А. Тархов, который провёл большую работу по истории орловского трамвая к его 100-летию пишет в своих трудах без тени сомнения, что вагон 1912 года выпуска. Этому источнику я бы доверился без всякого сомнения.

3. Ну и ещё можно поговорить о заводе, который произвёл этот вагон. Но опять же, не зная его истинного номера это делать затруднительно. В предреволюционное время в России вагоны подходящие по конструкции под серию «Ф» выпускали несколько заводов. Можно было бы поискать характерные особенности конструкции, детали кузова, но вагон много раз переделывали. Тархов приписывает его Коломенскому заводу. Но опять-же, на всё это, пролил бы свет первый бортовой номер вагона.

4. Очень интересная информация проскачила в газетной статье опубликованной в Орловской правде в 1985 году. Там нашёл упоминание, что вагон перед отправкой из Москвы в Орёл: «прошёл капитальный ремонт и модернизацию на Сокольническом вагоноремонтном заводе». И опять КВР, где теоретически могли внестись изменения в год пострйки и особенно борт номер. Попробуем узнать у московских знатоков.
И вот уже по ходу написания сего очерка, в этой же газетной заметке, нахожу строки где автор пишет, что номер «106» вагону присвоен старый и что, якобы, это подтверждено воспоминаниями людей, которые помнят, что номер в 60-х годах у него был именно «106» и работал он на втором маршруте. Получается, что в 60-х он уже был 106. Ну допустим пришёл он из Москвы с бортом 5** и для удобства его решили приписать к местным орловским бортовым. Но почему именно «106»!!! Никак не могло быть в те годы столько вагонов в парке! Их там и пятидесяти не было. Зачем 106?
Но если это действительно его изначальный номер (очень сомнительно), то по имеющейся в интернете таблице, где указаны года выпуска и номера, вагон можно датировать 1907 годом постройки.



И немного хронологии по истории этого вагона.
Как гласит официальная информация: построен на Коломенском машиностроительном заводе в 1922 году, по образцу вагона 1912 года (я очень сомневаюсь) для эксплуватации на улицах Москвы
В 1949 и 1951 годах в Орёл были переданы две партии б/у вагонов из Москвы. Это были вагоны «Ф» и «КП». В одной из этих партий пришёл и наш вагончик.
В качества пассажирского пробегал он по улицам Орла до середины 1960-х годов, когда в 1966 году были списаны последние старые двухостные дореволюционные вагоны. Но один вагон «Ф» был сохранён и переведён в служебный.
В 1983 году прошёл реставрацию под вагон серии «Ф» для орловского депо. После проезда по городу, был устеновлен на постамент на территории орловского депо.
1985 — проходит повторную реставрацию для отправки в Америку в город Сан-Франциско.
05.1986 — своим ходом, доехав от депо до кольца Улица Пушкина, вагон был погружен на ж/д платформу, тем самым навсегда покинув Орёл.
1987 — в городе Сан-Франциско прошла официальная приёмка нашего вагона — дара от Советского Союза. После, вагон был выпущен на экскурсионную линию в качестве действующего экспоната.
Впоследствии был поломан. Местные умельцы восстановить его не смогли. И на одной из фотографий от 2003 года он потрёпанный и полуразобранный стоит там в ремонтных мастерских. Со слов автора этой фотографии к 2010 году его состояние не изменилось.

Сумма в которую аамериканцы оценили вагон доходила до 5 млн. руб. (газетные данные). И это для середины 1980-х!! Но по приказу свыше, вагон не только просто подарили, но и ещё сами же заплатили за доставку.

Такая вот запутанная история с нашим вагончиком.

________________________________
Kиpeeв Aндpeй, 2011г.


Фотогалерея вагона

247 КБ Трамвайное депо
Таким наш вагончик был до реставрации под музейный экспонат. С конца 1960-х по 1983 год. В этот период он был служебным вагоном. Фото из фондов музея ТТУ. Данных по фото нет. До 1983 года.

© [Неизвестен]

Просмотров: 1476 / Комментариев: 0
247 КБ

468 КБ Орёл, Комсомольская улица
К празднованию 85-летия Орловского трамвая вагон был отреставрирован энтузиастами депо под линейный вагон серии "Ф". Перед постановкой на постамент в депо, совершил рейс по улицам Орла. Из газеты "Орловский Комсомолец". Фото В.Митрохина. Прислал: Киреев Андрей

11.1983
© [Материалы фотографов]

Просмотров: 1585 / Комментариев: 1
468 КБ

921 КБ Провели вагон по улицам Орла ветераны городского транспорта, отдавшие работе в депо не один десяток лет: Владимир Алексеевич Кочергин и Леонид Алексеевич Потураев. Из газеты "Орловский Комсомолец". Фото В.Митрохина.

11.1983
© [Материалы фотографов]

Просмотров: 1247 / Комментариев: 0
921 КБ

332 КБ Трамвайное депо им. Ю.Витаса

04.11.1983
© [Музей]

Просмотров: 1241 / Комментариев: 3
332 КБ

203 КБ После торжественного рейса по улицам Орла вагон водрузили на постамент на территории трамвайного депо. Фотография из фондов музея ТТУ. Данных по фото нет. Для сайта фото любезно предоставил: Юрий Маллер.

1984
© [Материалы фотографов]

Просмотров: 1749 / Комментариев: 1
203 КБ

298 КБ Трамвайное депо
Орловский вагон серии "Ф" решено отправить в США в город Сан-Франциско для действовавшего там музея трамвайных вагонов. Для этого проводится более точная его реставрация в Орловском депо. В малярном цеху. Фото из газеты 2002 года. Фонд музея ТТУ.

1985
© [Неизвестен]

Просмотров: 1299 / Комментариев: 0
298 КБ

198 КБ Трамвайное депо им. Ю.Витаса

1986
© [Музей]

Просмотров: 1222 / Комментариев: 0
198 КБ

340 КБ Кабина

1985
© [Музей]

Просмотров: 1376 / Комментариев: 0
340 КБ

196 КБ Салон вагона. Фото из фондов музея ТТУ

1986
© [Неизвестен]

Просмотров: 1819 / Комментариев: 1
196 КБ

349 КБ Трамвайное депо

1985
© [Музей]

Просмотров: 1290 / Комментариев: 0
349 КБ

318 КБ Трамвайное депо

1985
© [Музей]

Просмотров: 1185 / Комментариев: 0
318 КБ

351 КБ Трамвайное депо
Вагон подготовлен, и некоторое время, пока решали детали отправки, стоял в депо. Фото из книги "Неутомимый труженик", 1998 г/и.

1986
© [Неизвестен]

Просмотров: 1477 / Комментариев: 0
351 КБ

255 КБ Трамвайное депо
Отреставрированный для США вагон ждёт отправки в депо. Фото из фондов музея ТТУ

1986
© [Неизвестен]

Просмотров: 1463 / Комментариев: 0
255 КБ

550 КБ Гостиная улица
Последний рейс старинного вагончика по улицам Орла. От депо до кольца на улице Пушкина вагон провёл Леонид Алексеевич Потураев. Вагон отправлен в Сан-Франциско. Из газеты 1986 года. Фото А.Богданчикова. Прислал: Киреев Андрей

04.1986
© [Материалы фотографов]

Просмотров: 1796 / Комментариев: 10
550 КБ

346 КБ СССР, Ленинград, порт
В пути на новое место службы. Фото из газеты 2002 года

05.1986
© [Неизвестен]

Просмотров: 1492 / Комментариев: 1
346 КБ

532 КБ СССР, Ленинград, порт

06.05.1986
© Халл

Просмотров: 1168 / Комментариев: 6
532 КБ

275 КБ США, Сан-Франциско
После прибытия в Америку вагону поменяли тележки и тип токоприёмника. Дата фото предположительна. Фото из книги "Неутомимый труженик", 1998 г/и.

1987
© [Неизвестен]

Просмотров: 2179 / Комментариев: 5
275 КБ

163 КБ США, Сан-Франциско
Из фондов музея ТТУ.

1987
© [Неизвестен]

Просмотров: 1376 / Комментариев: 0
163 КБ

230 КБ США, Сан-Франциско
Вагон работает как действующий музейный экспонат на музейной линии "F". Дата фото может быть приблизительной

1988
© [Неизвестен]

Просмотров: 1372 / Комментариев: 0
230 КБ

422 КБ США, Сан-Франциско, Duboce Avenue
Фото для сайта любезно предоставил Palal (автор)

20.09.2003
© [Материалы фотографов]

Просмотров: 1418 / Комментариев: 1
422 КБ

370 КБ Салон (вид вперёд). Фото для сайта любезно предоставил Palal (автор)

20.09.2003
© [Материалы фотографов]

Просмотров: 1400 / Комментариев: 0
370 КБ

358 КБ Салон (вид назад). Фото для сайта любезно предоставил Palal (автор)

20.09.2003
© [Материалы фотографов]

Просмотров: 1222 / Комментариев: 0
358 КБ

238 КБ США, Сан-Франциско, мастерские "Mint-David Pharr Division"
Несколько лет до этого и по настоящее время вагон находится в не рабочем состоянии. Фотографию любезно предоставил Sansanich

18.10.2003
© [Материалы фотографов]

Просмотров: 1763 / Комментариев: 1
238 КБ

142 КБ США, Сан-Франциско, местерские
Кадр из частного видео. Автор видео и источник http://youtube.com/watch?v=2VcE_eLpipA

12.2009
© [Материалы фотографов]

Просмотров: 2075 / Комментариев: 32
142 КБ

266 КБ Музей ТТП

04.2013
© Kиpeeв Aндpeй

Просмотров: 1340 / Комментариев: 3
266 КБ

175 КБ Музей ТТУ
Стенд в музее

2009
© December86

Просмотров: 1338 / Комментариев: 1
175 КБ

Фотографий на странице: 26