ОРЛОВСКИЙ ТРАНСПОРТ
Неофициальный сайт общественного транспорта Орла и Орловской области

ОРЁЛ, История различных видов транспорта: Железная дорога: ч. 3

«Начало»

__________НА БРЯНСК__________
Пост Орёл-2.
Старые названия: станция Орёл-товарный; станция Орёл-2.
Товарная станция. Месторасположение проще всего объяснить — у кольца трамвая маршрута №3.
В настоящее время это, скорее не самостоятельная станция, а парк Орёл-2 станции Орёл.
Парк Орёл-2 сливается с парком Орёл-1 в районе пешеходного моста у вокзала и без специальных знаний понять, где граница между ними (и что она вообще есть) сложно. Но это отдельный парк, имеющий свой пост ЭЦ. Парк Орёл-2 начинается у переходного моста на вокзале, далее: пути у вагонного депо и на грузовом дворе, у недостроенного Семинарского путепровода и кольца "третьего" трамвая. Далее линии расходятся: одна ветка в сторону Брянска, а вторая на бывшую станцию Семинарская. "Семинарку", как уже писали выше, упразднили, но не закрыли совсем. Она тоже слилась со станцией Орёл (с парком Орёл-2 станции Орёл) и теперь именуется как - Семинарский парк ст. Орёл. В самом "Орле втором" в последние годы было снято очень много путей и стрелок. Пассажирских зданий здесь нет. Пригородные поезда не останавливаются.

Станция Орёл-3. _Не действ._
Самостоятельная станция существовавшая в районе нынешней улицы Рельсовой и недостроенного Семинарского путепровода. Станцию расформировали, вероятно, в конце 1980-х годов, включив оставшиеся пути и стрелки в состав вплотную примыкающей станции Орёл-2. Очень много путей сняли. На оставшейся части остался парк отстоя пассажирских поездов.

Станция Кромская.
Станция на 3 пути, расположенная на высокой насыпи в центре города Орла. Построена после Великой Отечественной войны на линии Орёл-Брянск для обслуживания большой промзоны рядом. Товарная станция не имеющая вокзала и пассажирской платформы. Пассажирские поезда на станции не останавливаются. В начале улицы МОПРа расположено типовое здание поста ЭЦ. Основное количество подъездных путей уходит из горловины в сторону ст. Цон. Большинство путей используются.

Кромская платформа. _Не действ._
В довоенное время, тогда ещё пригородная Кромская платформа существовала в районе нынешнего Маслозаводского переулка. В то время ещё не было нынешних станций Цон и Кромской, а линия Орёл – Брянск тогда была двухпутной. Был на этом остановочном пункте небольшой перрон и маленькое деревянное здание вокзальчика, выполненное в характерном стиле ж/д деревянных построек того времени.
После революции, территория вокруг платформы начинает обильно застраиваться промышленными предприятиями и базами. Так как улиц там тогда почти не было, то все эти заведения в старых справочниках указываются с адресом, например: «Маслозавод» - Кромская платформа (без номера дома) или «Межрайбаза» - Кромская платформа. Появился главный проезд к этим заводам с ж/д переездом, который позже стал называться «улица Кромская платформа» (сейчас это Маслозаводской переулок). В послевоенное время число предприятий в том районе начало резко расти и все они опять же имели этот адрес. К новым предприятиям потянулись подъездные пути. Так там сложился целый район предприятий и баз имеющих адрес просто «Кромская платформа». А со строительством после войны с двух сторон от платформы новых станций «Кромская» и «Цон» старый остановочный пункт со временем упразднили. Сохранилось только название промышленного района. Железнодорожный узел там образовывает множество подъездных путей, что по сути являлось товарной станцией. Современная станция «Кромская» была построена чуть дальше от старой платформы, к центру города. И теперь от неё берут начало все подъездные пути той промзоны.
Впоследствии в районе начинают образовываться новые проезды: Маслозаводской, Пищевой, Кромской, Автовокзальная улица. В 1970-х — 80-х годах большинство тех многочисленных предприятий закрепились за этими новыми проездами. За ними они числятся и сейчас.
Но спасает историческое название «Кромская платформа» от полного забвения небольшая старая продуктовая база (сейчас РАЙПО «Единство») в глубине Автовокзальной улицы, которая единственная каким-то чудом сохранила адрес: «Кромская платформа, 12а». Это её нынешний юридический адрес. Название старинной платформы не забыто. Вот только подъездных путей с годами не становится больше, а скорее наоборот. Да и это РАЙПО как бы в будущем не сменило своего адреса.

Станция Цон.
Станция на 5 путей, расположенная на южной окраине Орла близ Автовокзальной улицы. Построена после Великой Отечественной войны на линии Орёл-Брянск для обслуживания большой промзоны рядом. Основные объекты: Заводы Дормаш, Живмаш, ЖБИ и Стройиндустрия. В последние годы 20 века некоторые пути идущие от этой станции были заброшены, а впоследствии и полностью сняты.
На станции расположены производственная база и администрация предприятия промышленного железнодорожного транспорта (ОППЖТ). Предприятие действует.
Здание вокзала на станции типовое, послевоенное. Вокзал открыт. Рядом стоит здание поста ЭЦ. Платформа длинная, на десяток вагонов пассажирского поезда. Сейчас через станцию несколько раз в день проходит лишь пригородный поезд Орёл-Брянск. А до конца 1990-х годов тут останавливался и известный в Орле пассажирский поезд Рига-Воронеж.

Станция Саханская.
Станция на 3 пути. Отсюда отходят несколько подъездных путей на несколько производственных предприятий. Часть путей заброшены. От станции отходит довольно длинный, действующий путь в промзону района завода Химтекстильмаш (Химмаш). Справа по ходу из Орла у крайнего пути устроена пассажирская платформа под 5-6 пассажирских вагонов. Есть и весьма интересное, небольшое здание вокзальчика. Определить какого он года постройки очень сложно. Здание закрыто. Рядом работает привычно типовой пост ЭЦ. На станции останавливается пригородный поезд сообщением на Брянск.

Остановочный пункт 21 километр.
Платформа расположена справа по ходу из Орла. Небольшая платформа на 4-5 вагонов. На платформе установлен простой металлический павильон ожидания. Есть освещение в виде пары фонарных столбов. Радом с платформой есть небольшой посёлок. Сама платформа окружённая в деревьях выглядит весьма живописно.

Остановочный пункт 24 километр.
Платформа расположена справа по ходу из Орла. Небольшая платформа на 4-5 вагонов. На платформе установлен простой металлический павильон ожидания. Есть освещение в виде пары фонарных столбов. Рядом с платформой действующий ж/д переезд.

Станция Нарышкино.
Станция на 4 пути. Отсюда отходят несколько подъездных путей на несколько производственных предприятий. Часть путей заброшены. Справа по ходу из Орла у крайнего пути устроена длинная пассажирская платформа, видимо расчитанная когда-то под упомянутый поезд Рига-Воронеж.. Здание вокзала типовое. До начала 2000-х годов оно совмещало в себе и автостанцию. Потом автобусный вокзал перенеслина новое место. Здание ж/д вокзала открыто. Рядом работает привычно типовой пост ЭЦ. Чуть дальше вокзала по ходу из Орла видно старое здание ангара и высокая платформа при нём. Подъездной путь снят. На станции останавливается пригородный поезд сообщением на Брянск.

Остановочный пункт Селихово.
Исторические названия: (дореволюц.) — пл. Графа Комаровского или Комаровская; (до середины 20 века) — пл. Беднота.
Платформа расположена справа по ходу из Орла. Небольшая платформа на 3-4 вагона. На платформе установлен простой металлический павильон ожидания. Есть освещение в виде пары фонарных столбов.

Станция Шахово.
Станция на 3 пути, по сути являющаяся простым разъездом. Пассажирская платформа расположена справа по ходу из Орла. Здания вокзала нет. Для пассажиров установлены лишь пару лавочек и деревянный туалет типа «сортир». Есть небольшое здание поста ДЦ, которое закрыто и постоянно не обитаемо. В целом, местность глухая. Близ станции видны два-три небольших домика.

Остановочный пункт 53 километр.
Платформа расположена слева по ходу из Орла. Платформа на 4-5 вагонов. На платформе нет павильонов ожидания. Есть освещение в виде пары фонарных столбов. По другую сторону пути в кустах виднеется небольшая будка из нескольких ж/б плит. Будка закрыта и вероятно раньше здесь была касса.

Станция Хотынец.
Станция на 5 путей. Отсюда отходят несколько подъездных путей на несколько производственных предприятий. Часть путей заброшены. Справа по ходу из Орла у крайнего пути устроена длинная пассажирская платформа, видимо рассчитанная когда-то под упомянутый поезд Рига-Воронеж.. Здание вокзала типовое. По настоящее время совмещает в себе и автостанцию. Здание ж/д вокзала открыто. Рядом работает привычно типовой пост ЭЦ. В западной горловине устроен автомобильный переезд на дороге идущей в Орловское полесье. На станции останавливается пригородный поезд сообщением на Брянск.

Остановочный пункт 69 километр.
Нет сведений.

Остановочный пункт 73 километр.
Платформа расположена слева по ходу из Орла. Небольшая платформа на 4-5 вагонов. На платформе установлен простой металлический павильон ожидания. Есть освещение в виде пары фонарных столбов. Настил платформы — ж/б плиты просто положенные на землю. Рядом с платформой действующий ж/д переезд.

Станция Одринская.
Историческое (дореволюц.) название: Девять Дубов.
Станция на 3 пути, по сути являющаяся простым разъездом. Пассажирская платформа расположена слева по ходу из Орла. Здания вокзала нет. Для пассажиров установлены лишь пару лавочек, деревянный туалет типа «сортир» и колодец. Есть небольшое здание поста ЭЦ, окна которого закрыты металлическими ставнями. Но заходящие внутрь люди замечены. В целом, местность глухая. Близ станции видны два-три небольших домика, один из которых интересный, кирпичный, явно дореволюционного периода постройки.

__________НА ЖЕЛЕЗНОГОРСК__________
Станция Лужки-Орловские. [1975-1976]
Одна из самых крупных сортировочных узловых станций области. Станция на 12 путей (один снят). Станция на 5 направлений: на Паньково, на Саханскую, на Кузьмичёвку, на Орёл и на Семинарку. Два главных пути и один крайний пассажирский путь у платформы — электрифицированы. В плане электрификации станция вообще интересна. А интересна тем, что эта самая электрификация тут заканчивается. До недавнего времени на станцию приходили два электрифицированных пути, со станции Орёл-1 и Орёл-2. Но в 2010 году контактный провод над веткой в Орёл-2 был снят. И теперь редкие электровозы приезжают в Лужки только со ст. Орёл-1. Электровозы забирают сформированные грузовые поезда.
В обеих горловинах от станции отходят подъездные пути на различные предприятия. Например из нечётной горловины идёт подъездной на грузовой двор, расположенный рядом. Станция так же одна из самых грязных, в прямом смысле этого слова. Постоянные перемещения и стоянки магистральных тепловозов дают в итоге лужи мазута на путях и в междупутьях. Все пути очень часто бывают забиты поездами (в основном грузовыми), что порой приводит к задержке поездов на соседних станциях по неприёму Лужков. Уже не один год ходят разговоры о расширении станции.
Для пассажиров у трёх крайних путей оборудованы две пассажирские платформы (крайняя длинная). В паре десятков метрах стоит типовое здание вокзала, постройки середины 1970-х годов. Рядом двухэтажное здание поста ЭЦ.
Здесь проходят и останавливаются пассажирские поезда: Волгоград-Брест, Гомель-Адлер, Москва-Льгов; и пригородные Орёл-Верховье-Елец, Орёл-Верховье-Ливны, Орёл-Михайловский Рудник-Комаричи, Орёл-Михайловский Рудник-Льгов.

Остановочный пункт 134 километр.
Более ранее название: Рыбница (до 2000-х годов).
Платформа расположена справа по ходу из Орла. Территорияльно находится почти на границе города. Длина платформы под 4-5 вагонов пригородного поезда. На платформе установлены 2 простые металлические павильоны. В нескольких метрах далее — мост через реку Рыбница.

Остановочный пункт Кнубрь.
Платформа расположена справа по ходу из Орла. В нескольких метрах от платформы стоит маленькое кирпичное здание. Внутри разделённое на 2 небольшие комнаты. Одно, видимо рассчитанное для зала ожидания, просто брошено, а второе наглухо закрыто, а окна заложены. Там вероятно должны были быть кассы. В нескольких метрах далее — мост через реку Кнубрь.

Станция Паньково.
Маленькая станция на 2 пути. Изначально путей было 3, но третий, слева от Орла, путь — убран. В южной горловине есть единственное не длинное ответвление идущее в гараж путейской службы (ПЧ). Пассажирская платформа изначально длинная, но сейчас поддерживается в исправности лишь наполовину. Сохранилась бетонная ограда, весьма характерная для 1970-х годов. Здание вокзала типовое, наиболее часто встречающееся на этой линии и оно совмещено с постом ЭЦ. В целом местность вокруг станции глухая, но при станции стоят 3-4 двухэтажных панельных жилых дома. В них живут люди.

Остановочный пункт 115 километр.
Более ранее название: Шахово (до 2000-х годов).
Платформа расположена справа по ходу из Орла. Длина платформы под 3-4 вагона пригородного поезда. На платформе установлен 1 простой металлический павильон.

Остановочный пункт 112 километр.
Платформа расположена слева по ходу из Орла. Длина платформы под 3-4 вагона пригородного поезда. На платформе установлен 1 простой металлический павильон. В несколько сотен метров далее — мост через реку Ока.

Остановочный пункт 108 километр.
Платформа расположена слева по ходу из Орла. Длина платформы под 3-4 вагона пригородного поезда. На платформе установлен 1 простой металлический павильон. Рядом с платформой — действующий автомобильный переезд.

Станция Кромы.
Небольшая станция на 3 пути. Изначально путей было 5. Один из средних путей впоследствии был полностью убран, а крайний левый сейчас есть, но с двух сторон отрезан от станционных путей. В северной горловине есть единственное не длинное ответвление идущее в гараж путейской службы (ПЧ). В противоположной горловине подъездных путей больше. Они длиннее и один из них, даже отремонтировали летом 2012 года. Пассажирская платформа длинная (под длину среднего пассажирского поезда). Здание вокзала типовое, наиболее часто встречающееся на этой линии. А здание поста ЭЦ здесь стоит отдельно от вокзала, рядом. Чуть поодаль — типовое кирпичное здание туалета типа «сортир». Станция расположена в 4-5 километрах от пгт. Кромы. На ней останавливается пригородный поезд «Комаричи — Михайловский рудник — Орёл» и пассажирский «Льгов — Орёл».

Остановочный пункт Гостомля (до 07.1996 г. станция).
Бывшая маленькая станция на 3 пути, по сути являющаяся разъездом. Закрыта в конце 1990-х годов. Никаких подъездных тут не было. Старая пассажирская платформа, расположенная справа по ходу из Орла, длинная, но так как сейчас остался лишь средний из 3-х путей, устроена возле него новая короткая платформа (под 2 вагона поезда). Сохранилась бетонная ограда, весьма характерная для 1970-х годов. Здание вокзала типовое, наиболее часто встречающееся на этой линии и оно совмещено с постом ЭЦ. В целом местность вокруг станции глухая, но есть интересный факт. При станции стоит единственный двухэтажный типовой панельный дом. Половина квартир в доме пустует, а в оставшейся половине ещё в середине 2000-х жили люди. Живут ли сейчас — не знаю. Давно не бывал там.
В 2006 году, в январе, автор, ожидая вечернего поезда на Орёл, грелся в небольшой комнатке здания вокзала. Она единственная была цела, были вставлены стёкла в окно и там был самодельный обогреватель. Рядом играли в карты ещё три мужичка, вроде с ж/д. А я, пройдя добрый десяток километров по заснеженному перегону молча лежал рядом на лавочке и дремал. За окном темнело и падал мелкий снежок. На десятки километров вокруг нет деревень и лишь чуть правее вокзала стоит та панельная двухэтажка на 3 подъезда. В её части живут люди (даже детей видел). Есть свободные 4-комнатные квартиры. На машине сюда можно приехать только летом и после месяца сухой погоды.
Много говорило о возможном восстановлении станции, так как без неё данный перегон получается довольно длинным. Но пока дело с места не сдвинулось.

Остановочный пункт 81 километр.
Платформа расположена слева по ходу из Орла. Длина платформы под 2-3 вагона пригородного поезда. Покрытие — обычные бетонные плиты положенные не не высокие блоки-фундамент. На платформе установлен 1 простой павильон из тонких бетонных плит.

Остановочный пункт 76 километр.
Платформа расположена права по ходу из Орла. Длина платформы под 2-3 вагона пригородного поезда. На платформе установлен 1 простой павильон из тонких бетонных плит.

Остановочный пункт 71 километр.
Платформа расположена слева по ходу из Орла. Длина платформы под 2 вагона пригородного поезда. На платформе установлен 1 простой павильон из тонких бетонных плит. На всех трёх последних платформах есть столбы освещения.

__________ВЕРХОВЬЕ - МАРМЫЖИ__________
Остановочный пункт 11 километр.
Платформа расположена справа по ходу на Мармыжи. Длина платформы под 2-3 вагона пригородного поезда. На платформе установлен 1 простой металлический павильон. Рядом с платформой — действующий автомобильный переезд и жилой одноэтажный домик. В целом — местность малообитаемая.

Остановочный пункт Скорятино (бывшая станция).
Историческое (до 20 века) название: Бобровка
Старая станция. По ширине вероятно в последние годы работы была на 2 пути, но возможно ранее их было 3. Со стороны Верховья, при въезде на станцию, стоит массивное здание склада. Судя по кирпичной (или даже скорее по каменной) кладке здание очень старое. Очень похоже, что к нему шёл подъездной путь со станции. Рядом видно ещё какое-то бывшее предприятие. Вероятно, пока они работали — работала и станция. Далее к середине станции у края левого пути начиналась длинная платформа. Так как тот путь был убран при ликвидации станции у сохранившегося соседнего пути устроили новую короткую платформу. Из капитальных построек уцелело здание вокзала. Оно явно послевоенной постройки и такого более в области не встречалось. Здание цело, но с выбитыми стёклами и опустошённым залом ожидания. Остатки поста ЭЦ не обнаружились. Вероятно он располагался в здании вокзала. Ещё одна маленькая постройка — будка с путейским инвентарём в южной горловине. На территории бывшей станции и поныне работает автомобильный переезд. При станции существует небольшой посёлок. В целом местность малолюдная и глухая.

Остановочный пункт 23 километр.
Платформа расположена слева по ходу на Мармыжи. Длина платформы под 1-2 вагона пригородного поезда. На платформе установлен 1 простой металлический павильон. Более рядом никаких строений не обнаружено.

Остановочный пункт 27 километр.
Платформа расположена слева по ходу на Мармыжи. Длина платформы под 1-2 вагона пригородного поезда. Платформа и по виду кажется довольно старой. Покрытие её не то асфальтовое, ни то песочное, но по высоте платформа очень низкая. Метрах в 20-ти от платформы на полянке стоит простой павильон из тонких бетонных плит. Тут же — действующий автомобильный переезд, на который вылезает часть поезда, пока он стоит на остановке. Других капитальных строений не обнаружено.

Станция Русский Брод.
Старая станция на 3 пути. Когда-то из северной горловины станции отходило 2 подъездных пути: 1 короткий сохранился и сейчас и идёт на элеватор возвышающийся над станцией, а второй уходил от станции в поле на 5 километров и заканчивался у карьера (то ли песчаного, то ли торфяного). Путь этот явно перестал действовать ещё в 1990-х, а в начале 2000-х был полностью снят. Автор прошёл по его трассе в 2011г.
При подъезде к вокзалу в горловине вида старинная водонапорная башня, а точнее её каменное основание без шатра. Башня внутри пуста. Рядом — интересный путейский сарай, а щитовые станки из мелких реечек выдают в сарайчике - старую постройку. Платформа длинная и расположена справа по ходу на Мармыжи. Она как бы на насыпи, а вокзал стоит метрах в 15-ти и ниже. К его входу ведут два лестничных марша. Здание типовое послевоенное, зал ожидания открыт, совмещает в себе и пост ЭЦ. По разным сторонам от вокзала типовые привычные сарайчики: туалет и багажный склад. Станцию 2 раза в день проходит пригородный поезд Орёл-Ливны/Ливны-Орёл.

Остановочный пункт 36 километр.
Историческое (дореволюц.) название: Белащинская платформа.
Платформа расположена слева по ходу на Мармыжи. Но по сути, там и платформы-то не видно. Просто какой-то бордюр идёт вдоль рельс, а на месте платформы обычная земля. Длина «платформы» под 1 вагон пригородного поезда. Рядом, действующий автомобильный переезд.
Исторические название указано на одной из дореволюционных схем железных дорог. Платформа названа по фамилии владельцев земли в районе 36 километра - Белаго (вероятно ударение на "А"). Немного логичнее читалось бы - Белагинская платформа. Но на карте указана именно буква "Щ".

Остановочный пункт 43 километр. _Не действ._
Сведений нет.

Остановочный пункт Здоровец (бывшая станция).
Небольшая станция на 2 или 3 пути. Закрыта в начале 2000-х. Платформа раньше располагалась между крайнем и вторым путями. Раньше она была длинной, а сейчас поддерживается маленький её кусок на 1 вагон. Сохранившееся типовое, послевоенное здание вокзала стоит чуть поодаль, справа по ходу на Мармыжи. Здание заколочено и сильно зарастает. В южной горловине в зарослях видно старое здание складов (по типу как в Скорятино). Вероятно к ним шёл подъездной путь, благодаря которому и действовала станция.

Остановочный пункт 49 километр. _Не действ._
Сведений нет.

Остановочный пункт 52 километр. _Не действ._
Сведений нет.

Остановочный пункт 54 километр.
Расположена справа по ходу на Мармыжи. Несколько небольших бетонных тлиток положенных на землю и служат платформой. Больше никаких сооружений нет.

Станция Ливны-1. [1871г.]
Станция на 4 приёмо-отправочных пути и ряд подъездных путей идущих из обеих горловин станции. Длинная платформа устроена слева по ходу на Мармыжи, у крайнего пути. Но между 1 и 2 путями оборудована ещё одна, маленькая платформа. Сейчас на станцию приезжают лишь только два пригородных поезда: Орёл-Ливны и Курск-Ливны. Оба попадают на станцию с разных сторон и почти в одно время. Из Курска поезд приезжает только по дням: Сб,Вс,Пн. А из Орла — ежедневно. Рядом с платформой стоят два вокзальных здания. Правда, одно бывшее, первых послевоенных лет постройки, а второе, вероятно, построено в 1980-х годах. Под вокзал, конечно, используется более новое здание, а в старом размещаются различные ж/д службы. До Великой Отечественной войны вокзал был деревянным. К сожалению, полностью утрачен.
На противоположной стороне ж/д полотна виден ряд довольно интересных старых построек. Начиная ближе к северной горловине это: старинное здание пакгауза, постройки начала 20-го века; Здание бывшего паровозного депо тех же годов постройки (прямо напротив вокзал); уже в сторону южной горловины — остатки старой водонапорной башни (основание без шатра). Нынешняя, послевоенная башня, к слову, стоит тут же, почти рядом; в нескольких метрах от старой башни тоже довольно старая казарма, вероятно сейчас использующаяся под жильё. Чуть дальше в горловине на «обочине» в кустах замечено ещё пару старых кирпичных домиков оригинальной архитектуры. На этой же стороне, недалеко от этих построек до середины 2000-х годов можно было видеть уже не работающий поворотный круг. Позже его убрали. А у пассажирской платформы, чуть поодаль от вокзала, стоит очень старое здание туалета типа «сортир». Что особенно привлекло внимание это — печь внутри туалета! Вероятно, раньше она служила для обогрева этого «санузла».
Сама станция не сказать, что оживленная. Изредка по ней ползает маневровый тепловоз. Транзитного движения поездов почти нет.

Станция Ливны-2
Станция, обслуживающая довольно большую промзону на этой окраине Ливен. Построена, с большой долей вероятности, после войны, когда и были построены сами заводы. Есть на станции и небольшая пассажирская платформа. В нескольких метрах поодаль для платформы поставлен простой металлический павильон. А ещё дальше, за ним, видно типовое, послевоенное здание вокзала. Перед его лицевым фасадом проходит подъездной путь. Здание явно частично отдано под жильё. Центральная часть закрыта, там, вероятно, был зал ожидания.
На станции замечено много грузовых вагонов и в целом ощущается её товарное предназначение. Три раза в неделю через неё проходит пригородный поезд Курск-Ливны.

Остановочный пункт 69 километр.
Совсем небольшая платформа (на 1 вагон) в районе моста через реку Сосну. Платформа устроена слева по ходу на Мармыж. Никаких павильонов для ожидания нет, но очень может быть, что раньше тут был простой металлический павильон - видна площадка под него. Чуть поодаль в кустах виден старый частный дом. Вероятно раньше числившийся в железнодорожном хозяйстве. Когда-то давно рядом ещё действовал переезд, но сейчас его нет. Сама платформа по некоторым данным довольно старая.

Станция Коротыш.
Небольшая станция на 2 пути. У правого пути по ходу на Мармыжи устроена длинная платформа. В нескольких метрах от неё типовое здание послевоенного вокзала (такие вокзалы, к слову говоря, построены почти на всех станциях этой ветки за исключением Скорятино и Студёного). При станции располагается какое-то действующее предприятие, куда отходит 1 подъездной путь. Ещё один подъездной отходит от станции в северной горловине и идёт по полю на 5 километров в посёлок Коротыш — на кирпичный завод. Путь сильно зарос и вероятно давно не используется.

Остановочный пункт 84 километр.
Сведений нет. К 2012 году действовал как «по требованию».

Остановочный пункт 81 километр.
Небольшая деревянная платформа на 1 вагон устроена слева по ходу на Мармыжи. Рядом действующий автомобильный переезд. К 2012 году действовал как «по требованию».

Остановочный пункт Опытное поле. _Не действ._
Сведений нет. К 2011 году ещё действовал как «по требованию». В 2012 году, вероятно, упразднён полностью. В его окрестностях не наблюдалось никаких объектов и дорог.

Остановочный пункт Студёный (до 07.1996 г. станция).
Бывшая станция на 2 или 3 пути. Когда-то справа от станции по ходу на Мармыжи, действовало какое-то предприятие (его остатки ещё видны), а после его закрытии отпала надобность и в станции. Её упразднили оставив лишь небольшую платформу на 2-3 вагона, слева по ходу. Но есть здесь одна примечательная особенность — на станции сохранился единственный на всей этой линии старый дореволюционный кирпичный вокзал. Больше в густых зарослях кустов ничего не видно. Лишь маленький, ни то погреб, ни то сарай можно разглядеть в южной горловине. Постройка в том же стиле, что и вокзал.

Остановочный пункт 101 километр.
Историческое (дореволюц.) название: Губановская платформа.
Небольшая деревянная платформа на 1 вагон устроена слева по ходу на Мармыжи. Своеобразное место, - отметил я из окна поезда. Рядом с платформой стоит вполне добротный щитовой одноэтажный домик. Видно что есть свет, газ и колодец рядом, в наличии огород. Нету никаких заборов. Рядом пасётся домашний скот. Ну и конечно своя маленькая деревянная платформа на которую три раза в неделю приезжает пригородный поезд. К 2012 году ост.п. действовал как «по требованию».

Остановочный пункт 103 километр. _Не действ._
Сведений нет.

Станция Долгая.
Небольшая станция на 3 пути из которых явно действующих только 2 правых по ходу на Мармыжи. У крайнего правого пути устроена длинная платформа. В нескольких метрах от неё типовое здание послевоенного вокзала (такие вокзалы, к слову говоря, построены почти на всех станциях этой ветки за исключением Скорятино и Студёного). Ещё один подъездной отходит от крайнего правого пути прямо у платформы и идёт к, расположенным в южной горловине, древним пакгаузам. Все подъездные пути, впрочем, как и станционные — ржавые. Грузовых вагонов на станции явно постоянно не бывает, транзитного грузового движения тоже почти нет. Три раза в неделю станцию проходит пригородный поезд Курск-Ливны. Под него на велосипеде приезжает дежурная по станции, открывает пост ЭЦ, расположенный в закрытом здании вокзала и встречает, а потом провожает поезд. Все стрелки на станции ручные.

__________ОХОЧЕВКА - КОЛПНЫ__________
Остановочный пункт 42 километр.
Остановочный пункт не имеющий вообще никаких сооружений, даже посадочную платформу. Никаких строений вокруг тоже нет. Догадаться о том, что тут останавливаются поезда можно лишь по небольшой табличке с названием остановочного пункта и двум табличкам «Остановка локомотива». Последние таблички напоминают нам о том, что когда-то здесь работали пригородные поезда на локомотивной тяге (вплоть до 2010 года).

Остановочный пункт Нетрубеж (бывшая станция).
Бывшая небольшая станция на 2 или 3 пути. До Великой Отечественной войны у платформы располагалось деревянное здание вокзала. Сейчас там установлен лишь простой павильон из бетонных плит. Такие павильоны установлены по всей ветке, а в целом, очень характерны для Курской области. В 2010 году автор проезжая бывшую станцию на пригородном поезде ещё видел из окна подъездные пути, слева по ходу в Колпны. А в 2011 году при обследовании станции уже ничего найдено не было. Платформа короткая, состоящая из нескольких бетонных плит. На выезде в сторону Колпны, справа, видно работающее предприятие. Вероятно и туда был подъездной путь. Ориентировочно станцию закрыли в конце 1990-х годов.

Остановочный пункт 50 километр.
Небольшая платформа из бетонных плит слева по ходу на Колпны. На платформе установлен простой павильон из бетонных плит. Никаких строений вокруг не наблюдается.

Остановочный пункт 55 километр.
Небольшая платформа из бетонных плит слева по ходу на Колпны. На платформе установлен простой павильон из бетонных плит. Никаких строений вокруг не наблюдается.

Станция Колпны.
Тупиковая станция на ветке Охочевка — Колпны, расположенная на окраине посёлка городского типа - Колпна. Станция на 3 пути. Основными предприятиями пользующимися железнодорожной веткой являются: сахарный завод, элеватор, да и уже привычная металлобаза. Но ни смотря на то, что всё вышеперечисленное работает — станция порой бывает совершенно пуста и безлюдна. Чуть светлые рельсы с деревянными шпалами, лежащими в песке. Но стабильно два раза в неделю, по выходным дням, сюда из Курска прибывает пригородный поезд (на данный момент тут ездят рельсовые автобусы РА). Он и не позволяет рельсам ветки заржаветь окончательно.
Станция полностью с ручными стрелками и одним электрическим светофором — входным. У крайнего левого пути устроена длинная пассажирская платформа. Рядом здание вокзала послевоенной постройки. На орловских станциях таких вокзалов больше не встречается. Нынешнее здание уступило место старому деревянному зданию, простоявшему, вероятно, до войны. Чуть поодаль видна старая водонапорная башня. Дряхлая с виду башня интересна своим деревянным шатром.
Сама ветка до Охочевки, как поговаривают, не кодируется ни какими видами автоблокировки, то есть абсолютно пустая. Автомобильные переезды не оборудованы светофором и едущий поезд обычно притормаживает перед ними. Сами рельсовые автобусы едут по ветке очень медленно — от 20 до 40 к/мч, при этом плавно раскачиваясь на старых рельсах (некоторые из них по личным наблюдениям датируются 1952 годом). Отметил для себя, что орловские трамваи на новых путях изредка выжимают большую скорость и едут куда более плавнее. Думаю, что не закрывают ветку только из-за предприятий в Колпне.

_______________________________________________________________________________________________________________________
__3. Особенности архитектуры и инфраструктуры некоторых станций.__

Деревянные дореволюционные вокзалы:
ст. Отрада
о.п. Думчино
ст. Хомутово

Кирпичные дореволюционные вокзалы:
ст. Мценск
ст. Еропкино
ст. Змиёвка
ст. Саханская ?
о.п. Домнино ?
о.п. Чижки
ст. Верховье
о.п. Студёный

Вокзалы первых послевоенных лет (1950-е годы):
ст. Орёл
о.п. Семинарская
о.п. Оптуха
о.п. Бастыево
ст. Становой Колодезь
о.п. Куракино
ст. Глазуновка
ст. Малоархангельск
ст. Цон
ст. Нарышкино
ст. Хотынец
ст. Золотарёво
ст. Моховая
ст. Благодатная ?
ст. Залегощь
ст. Дишня
о.п. Туровка
ст. Красная Заря
ст. Русский Брод
о.п. Здоровец
ст. Ливны-1
ст. Ливны-2
ст. Коротыш
ст. Долгая
ст. Колпны

Вокзалы 1970-1980-х годов:
ст. Стальной Конь
о.п. Стишь
ст. Кузьмичёвка
о.п. Скорятино
ст. Лужки-Орловские
ст. Паньково
ст. Кромы
о.п. Гастомля
ст. Ливны-1

Вокзалы после 1991 года:
Таковых нет.

Капитальные кирпичные остановочные павильоны с комнатами касс или без них:
о.п. 360 км.
о.п. Железница
о.п. 53 км.
о.п. Кнубрь

Станции без пассажирских зданий (вокзалов, капитальных павильонов):
ст. Кромская
ст. Шахово
ст. Одринская
ст. Шатилово

Деревянные платформы:
о.п. 84 км.

Остановочные пункты вообще без посадочных платформ и каких-либо сооружений:
о.п. 42 км.

Дореволюционные водонапорные башни на станциях:
ст. Отрада
ст. Мценск
ст. Змиёвка
ст. Хомутово
ст. Русский Брод (сохранилась частично)
ст. Колпны (с деревянным шатром)

Другие объекты:
1) ст. Ливны-1. Старое (вероятно дореволюционное) кирпичное здание общественного туалета с печкой для отопления внутри.
2) Кирпичное 1-2 этажное здание вокзала в посёлке Белый Колодезь Колпнянского района. Неосуществлённый проект постройки железной дороги в этот посёлок.

_______________________________________________________________________________________________________________________
__4. Памятные таблички на зданиях вокзалов.__
Ст. Орёл
1. «С августа 1943г., со дня освобождения города, вокзал станции Орёл восстанавливал из развалин и руководил им до марта 1973 года легендарный железнодорожник ПЁТР ВАСИЛЬЕВИЧ КАЗАНЦЕВ (1911г. - 1992г.). Почётный гражданин г.Орла.»
2. «БАШЕННЫЕ ЧАСЫ установлены 5 августа 1968г. Работы выполнены СУ-330 и орловским часовым заводом по проекту архитектора О.В.Левитского. Часы исполняют мелодию из первой симфонии орловского композитора В.С.Калинникова».
3. «Здесь работал штаб красной гвардии железнодорожного узла в 1917-1918 годпх»
4. «5 августа 1943 года войны 5-ой и 380-ой стрелковых дивизий совместно с танкистами 231-го отдельного танкового полка и 13-го отдельного гвардейского тяжелого танкового полка освободили станцию и вокзал от немецко-фашистских захватчиков».

О.п. Оптуха.
Старая табличка с названием станции: «мпс ссср ОПТУХА м.кур.»

Ст. Мценск
«В этом здании в разные годы бывали И.С.Тургенев Л.Н.Толстой А.А.Фет И.А.Новиков».

Ст. Ливны
1. «Вечная Слава Ливенским железнодорожникам! В годы Великой Отечественной войны ценой личного мужества и мастерства под непрерывной бомбёжкой противника они вели на фронт поезда с грузом военной техники и доставляли в тыл раненых войнов. Под артобстрелом восстанавливали железнодорожные пути и бронепоезда. Их трудовой подвиг бессмертен!»
2. «Первая в России опытная узкоколейная железная дорога ЛИВНЫ — ВЕРХОВЬЕ открыта в апр. 1871г. Перешита на широкую 1898г.»

О.п. Студёный
1. «Здесь в июне — июле 1942 года с боями проходила 129 отдельная танковая бригада».
2. «29 января 1943 года войны 148 стрелковой дивизии в ожесточённом бою с немецко-фашистскими захватчиками освободили ж.д. станцию Студёный.»

Ст. Верховье
1. «ВОКЗАЛ СТАНЦИИ ВЕРХОВЬЕ функционирует с 1868г. В апреле 1943г. На станцию Верховье прибыл Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков. Ознакомившись с прифронтовой линией на Орловско-Курской дуге Г.К.Жуков сказал: «Тыл — это половина победы».
2. «Железнодорожный улел Верховье в годы Великой Отечественной войны являлся стратегическим пунктом по обеспечению нужд фронта в 1941-1943г. Освобождён от немецко-фашистских захватчиков 27 декабря 1941 года. Слава героям освободителям».

Ст. Хомутово.
«В январе 1890 года по железной дороге на станцию Хомутово было доставлено тело И.Н.Шатилова, выдающегося русского агронома, лесовода, зоолога, общественного деятеля, президента московского обществе сельского хозяйства. Умер в Москве. Согласно его воли, похоронен в с.Моховое в ограде Казанской церкви».

Ст. Шатилово. 24-28 ноября 1941г. В районе станции Шатилово вели оборону войны 307-й стрелковой дивизии и бронепоезда №2(14) «Ильичевец» под командованием младшего лейтенанта В.М.Морозова 13-й армии Юго-Западного фронта. ВЕЧНАЯ СЛАВА ГЕРОЯМ!».

_______________________________________________________________________________________________________________________
__5. Памятники выдающимся людям на станциях.__
Ст. Зелегощь.
Л.С.Чигин — Герой Советского Союза. Бюст.

Ст. Орёл.
1. И.С.Тургенев - русский писатель. Памятник.
2. И.В.Сталин - руководитель Союза Советских Социалистических Республик с конца 1920-х по 1953 гг. Памятник. 1950-е годы. Утрачен.
3. В.И.Ленин - руководитель Союза Советских Социалистических Республик в 1920-х годах. Бюст. 1930-е годы. Утрачен.

О.п. Бастыево.
И.С.Тургенев - русский писатель. Бюст

_______________________________________________________________________________________________________________________
__6.Паровозы-памятники, ныне стоящие на станциях.__
Ст. Орёл.
Паровоз Ов-4775, с памятной табличкой: "Паровоз серии Ов 1898 года выпуска установлен в ознаменование 120-летия депо 15 августа 1988 года".

Ст. Мценск.
Паровоз Л-1822, с двумя вагонами и памятной табличкой: "«Воинский эшелон». В память героического подвига тружеников железных дорог на полях сражений при защите и освобождении г.Мценска от немецко-фашистских захватчиков в 1941-1943гг. от благодарных потомков.

Ст. Верховье.
Паровоз Эм740-38, с памятной табличкой «Паровоз ЭМ 740-38 работал на участке Верховье — Елец с 1931г. По 1945г. Поставлен на вечную стоянку 04.10.1989г.»

_______________________________________________________________________________________________________________________
__7. Карта.__
Схема железных дорог области.

_______________________________________________________________________________________________________________________
__8. Фотографии.__
На сайте «Паровоз ИС» можно посмотреть фотографии почти всех перечисленных платформ и станций орловской области. Для этого:
1. Пройдите по ссылке «Паровоз ИС»
2. В поле "Регион" выберите из списка - Россия/Орловская область.
3. В поле "Ключевое слово" введите искомое необходимое название. Например: Студёный; Орёл; Стальной Конь; Мценск и т.д. Для платформ имеющих в названии цифровой километраж (например платформа 11 километра) введите просто цифру 11.
4. Справа нажмите кнопку "Искать". Немного подождите и появится подборка фотографий. Нажмите на заинтересовавшую вас для увеличения.
На сайте фотографии периодически пополняются.

_______________________________________________________________________________________________________________________
Данная страницка будет изменяться и дополняться в зависимости от поступления новых материалов.
_____________________________
© Подготовил для данного сайта: Kиpeeв Aндpeй. 2012-2016 гг.

Фотографий на странице: 0