ОРЁЛ, История различных видов транспорта: Железная дорога: ч. 4
«ИСЧЕЗНУВШИЕ ЛИНИИ И ВЕТКИ. УЖД»
В этом разделе попробуем собрать все наиболее интересные исчезнувшие давно и недавно, пока ещё действующие железнодорожные линии. В список включим и УЖД, которых в области не осталось совсем. Тут не будет большой писанины - сведений не так уж и много. Но эти ветки остались на топографических картах, кое-какие в памяти. На это сделаем основной упор и покажем их тут.
_______________________________________________________________________________________________________________________
Изменения и дополнения.
21.08.2014г. - добавлена информация по ветке Глазуновка - Дьячье (ссылка на рассказ о поездке по ветке).
26.04.2014г. - добавлена информация и фото по подъездному пути "Ст. Орёл - завод им. Медведева".
14.11.2013г. - добавлена информация и фото по подъездному пути от ст. Красная Заря.
**********************************************************************************************************
**********************************************************************************************************
**********************************************************************************************************
__Соединительные ветки и подъездные пути. Орёл__
___Ст.Семинарская — ст.Кромская___
Годы эксплуатации: 1940-е — 1990-е годы.
Длина: 2 км. Местность пролегания: городская застройка, пустыри.
Разобрана.
Соединительная ветка служила для прямого сообщения между станциями Кромская и Семинарская. Отходила от линии Орёл-Брянск за мостом через реку Оку, в районе 4-Курской улицы и некоторое время шла параллельно главному ходу. В районе Элеваторгоно переулка уходила вправо и шла вдоль стены элеватора. Далее выходила на ст. Семинарская. Не электрифицирована. Имела водоотводные лотки. Два светофора в районе Зернового переулка. Вероятно перестала использоваться в конце 1980-х или начале 1990-х годов. Разобрана в конце 1990-х годов.
Топографическая карта, 1978г.
Современная электронная карта (реконструкция автора)
Фото
___Ст.Орёл - завод им.Медведева___
Годы эксплуатации: 1980 — конец 1990-х годов.
Длина: 2км. Местность пролегания: близ жилой и промышленной застройки. Отличается живописной местностью по которой проложен. 1 переезд, оборудованный световой сигнализацией и шлагбаумом.
Путь заброшен в конце 1990-х. Полностью разобран в 2005-2006г.
Подъездной путь служил для подвозки сырья на машиностроительный завод и отправки с него готовой продукции. Имел одно ответвление на завод Текмаш. Проходил через всю территорию завода им. Медведева, почти за завода Стекломаш.
Топографическая карта, нач. 2000-х годов
Схема, нач. 2000-х годов
Схема, нач. 2000-х годов (реконструкция автора).
Фото 1 (открытие первой очереди ветки до завода Текмаш, 1977г.)
Фото 2 (открытие ветки по всей длине, 11.1980г.)
Фото 3
Фото 4
___Ст. Стальной Конь — Завод Силикатного кирпича___
Годы эксплуатации: середина 20в. — по настоящее время.
Длина: 4 - 4,5км. Местность пролегания: промышленная зона. Несколько кустарных переездов на грунтовых дорогах.
Действующий.
Служит для подвозки сырья на кирпичный завод и отправки с него готовой продукции. Имеет множество ответвлений от себя на всём протяжении.
Топографическая карта, нач. 2000-х годов
Схема, нач. 2000-х годов
Фото
___Ст. Саханская — завод Химмаш___
Годы эксплуатации: середина 20в. — по настоящее время.
Длина: 3 - 3,5км. Местность пролегания: промышленная зона, природный ландшафт.
Действующий.
Служит для подвозки сырья на завод и отправки с него готовой продукции. Имеет множество ответвлений от себя на всём протяжении.
Ветка на карте (реконструкция автора)
Фото
___Кромская платформа — Аэродром.___
Вырезка части статьи опубликованной автором на другом сайте в 2010г.
Впервые сделать такую интересную находку посчастливилось на немецкой аэрофотосъёмке времён ВОВ. Там и удалось разглядеть трассу ветки, о которой до этого слышать вообще не приходилось.
Как жителя южного района города очень заинтересовала интересная деталь на старом аэроснимке. Это выделяющаяся дугообразная линия, которая начинается в районе современного ж/д переезда на Маслозаводском пер. Линия сначала идёт вдоль ж/д Орёл-брянск, а потом плавно начинает удаляться. Проходит в районе современных баз на Автовокзальной ул., ГИБДД, школы №16, пересекает Комсомольскую точно в районе современного перекрёстка с Авиационной ул. и уходит дальше по трассе современной Авиационной в сторону аэропорта и промзоны. Кончается вроде уже ближе к Карачевскому шоссе. На одном из орловских форумов удалось узнать точно, что это железнодорожная ветка. Построена немцами в период оккупации города для обмена грузами между аэродромом и железной дорогой.
Что же с ней стало позже.
Ведь и сейчас от станции Кромская, через переезд на Маслозаводском так-же отходит подъездной путь! И так же начинает удаляться. Но вот заканчивается он не доходя до Автовокзальной на базе Орёлхолод (перед ГИБДД). Долго жал на кнопки меняя картинки "современный спутник / аэросъёмка ВОВ", точно привязался к местности и оказалось, что эта мифическая ветка и вовсе проходила в районе Комсомольской, точно на месте моего дома.
Сама ветка, как писал выше, сейчас чётко идёт от переезда на Маслозаводском по трассе старой немецкой ветки и заканчивается на базе «Орёлхолод». Далее на пути следования в аэродрому я ничего не находил хотя и не раз гулял по всей её трассе к аэродрому. Но вот тот район интересен, там сейчас много складов, баз, предприятий.
На базе «Единство» бываю давно и часто. Ветка проходила через неё транзитом: от станции на «Орёлхолод». После 2005 на «Орёлхолод» перестали подавать составы. А в 2010 обнаружил что ветку начали разбирать в сторону Маслозаводского. На Единстве о ней ещё напоминали рельсы оставшиеся на месте маленького переезда и насколько вагонов-рефрижераторов используемых там как холодильники. Но и это всё убрали в 2012 году.
Разобрать ветку в сторону аэродрома могли не позже конца 50-х годов. В это время начали застраивать кирпичными пятиэтажками район вокруг школы №16. Хотя это только предположение.
Ветка на карте (реконструкция автора)
Фото
__Соединительные ветки и подъездные пути. Область__
___Ст. Залегощь - Сахарный завод___
Годы эксплуатации: середина 20в. — по настоящее время.
Длина: 2,5 - 3км. Местность пролегания: близ жилой и промышленной застройки; природный ландшафт. Отличается живописной местностью по которой проложен.
Действующий. Некоторые ответвления в последние годы сильно заржавели или разбираются.
Служит для подвозки сырья на завод и отправки с него готовой продукции. Перед заводом имел весьма большое путевое развитие на другие предприятия. Часть из тех путей постепенно демонтируется.
Топографическая карта, 1983 год
Топографическая карта, конца 2000-х годов
Фото
___Ст. Красная Заря — Кирпичный завод___
Краснозоренский район, пос. Красная Заря
Годы эксплуатации: ???
Длина: 4 - 4,5км. Местность пролегания: полевая. 1 автомобильный переезд.
Полностью разобран.
Служил для подвозки сырья на кирпичный завод и отправки с него готовой продукции.
Топографическая карта, 1996 год
Долго пытался найти хоть какую-нибудь информацию по этому подъездному пути, но всё впустую. На современных спутниковых снимках даже трудно найти место объекта куда шла эта ветка. Не видна и трасса самого пути. Я тогда всерьёз усомнился в её существовании и принял версию о опечатке на карте.
Но вот, в 2013 году удалось побывать и в Красной Заре. И нашёлся единственный след этого пути, доказывающий его существование. Возле станции, в месте где этот подъездной ответвлялся от станционных путей, он пересекал дорогу. Вот в месте этого бывшего переезда и удалось увидеть кусочек рельса и по характерным трещинам в асфальте понять, что рельсы всё ещё есть под асфальтом. На станции виден и тупик, идущий в эту сторону. Он образовался, когда подъездной путь дальше станции - разобрали
Фото
Фото
___Ст. Русский Брод — Известковый завод___
Ливенский район, пос. Русский Брод
Годы эксплуатации: середина 20в. — середина 1990-х.
Длина: 5км. Местность пролегания: полевая. 3 автомобильных переезда.
Полностью разобран.
Служил для отправки с завода готовой продукции. Сохранилась насыпь, выемки и мелкие детали на трассе пути (в малом количестве — шпалы).
Топографическая карта, 1983 год
Топографическая карта, середины 2000-х годов
Топографическая карта, конца 2000-х годов
Фото
___Ст. Ливны-2 — Сахарный завод.___
Ливенский район, Ливны
Годы эксплуатации: середина 20в. — по настоящее время.
Длина: 3,5 - 4км. Местность пролегания: полевая. 1 автомобильный переезд.
Действующий.
Служит для подвозки сырья на сахарный завод и отправки с него готовой продукции. У сахарного завода имеет ответвление - ветка на завод «Ливны-насос».
Топографическая карта, 1988 год
Схема, кон. 2000-х годов
Топографическая карта, середины 2000-х годов
Фото
___Ст. Ливны-2 — Известковый завод.___
Ливенский район, Ливны
Годы эксплуатации: середина 20в. — конец 20в.
Длина: примерно 1км.
Путь отделялся от главного хода на довольно длинном расстоянии от основных станционных путей, за мостом через реку Сосна. Плавно спускался вниз по срезу насыпи. Далее проходил прямо через небольшую деревню Горностаевка и подходил к большому карьеру по добычи известняка. К 2012 году от него остались лишь редкие шпалы. Карьер не разрабатывается.
Схема, 1998 год
Схема, кон. 2000-х годов
Фото
___Ст. Коротыш — Кирпичный завод пос. Коротыш___
Ливенский район, пос. Коротыш
Годы эксплуатации: середина 20в. — середина 2000-х.
Длина: 5км. Местность пролегания: полевая. 3 автомобильных переезда.
Постепенно разбирается (по состоянию на 2012г.).
Служил для подвозки сырья на кирпичный завод и отправки с него готовой продукции.
Топографическая карта, 1996 год
Схема, кон. 2000-х годов (фрагмент ветки на въезде в посёлок).
Фото
___Ст. Глазуновка — пос. Дьячье___
Вот как пишет о этой железнодорожной ветки исследователь истории железных дорог области М.А.Шаненков в своей книге: М.А.Шаненков, А.И.Кондратенко «Орловские магистрали», 2006г. (статья без примечаний):
Интересная история узкоколейной железной дороги Глазуновка — Дьячъе. Эта ветка была построена в 1911 году и имела длину 40,5 километра. Вообще, глазуновская узкоколейка тянулась до несуществующей ныне деревни Комылино. По данной линии перевозились хлеб (свыше 500 тысяч пудов в год) и руда1. Кроме того, по статистике, в 1913 году Дьячье занимало третье место в Орловской губернии по объёму вывоза семян масличных культур (в данном случае — конопляных) — 5 5 тысяч пудов. Уступало Дьячье только Змиёвке (58 тысяч пудов) и Глазуновке (56 тысяч пудов). Если же сложить объёмы отправления конопляного семени из Глазуновки и Дьячьего, то получится, что самый большой объём вывоза данного вида продукции приходился именно на узкоколейку Глазуновка — Дьячье2.
Глазуновская узкоколейка сыграла свою роль и в годы гражданской войны. В 1919 году белогвардейские офицеры генерала Деникина перед отступлением решили использовать ветку в военных целях. Говорят, что по этой линии даже ходил бронепоезд3.
Во время боёв в те годы ветка серьёзно пострадала, и в последующем губернская власть вела длительную переписку с Москвой по поводу выделения средств на восстановление колеи. Всего требовалось 30 миллионов рублей, но в Орле не собрали и трёх миллионов, вследствие чего в 1927-1928 годах узкоколейку разобрали. От глазуновской узкоколейки сейчас осталась только насыпь, по которой проходит грунтовая дорога на деревню Макеево.__________ Конец статьи.
*****
Зиновьевская железная дорога в издании «Полное географическое описание нашего отечества. 1902 год»
В 7 вер. за ст. Куракиным находится ст. Александровка (57 вер. от Орла). На станции этой грузится до 550 тыс. пуд., в том числе до 340 тыс. пуд. хлеба.
От ст. Александровка отходит железнодорожная ветвь, в 50 вер. длины, в село Зиновьево. Первая ее станция Глебово находится в 15 вер. от ст. Александровки и в 3 вер. от дер. Глебова. Верстах в 5 к с.-з. от ст. Глебова, при д. Философовском Лазовце (400 жит.), в верховьях р. Рыбницы, в Орловском уезде находится имение С. Н. Шенига, площадью более 2. 000 дес., замечательное по своему полеводству, скотоводству, двум конским заводам, плодоводству и сыроваренному заводу. Течение р. Рыбницы было в новейшее время исследовано экспедицией для исследования источников рек Евр. России. Вер. в 12 далее Глебовки железный путь пересекает р. Оку близ с. Вендерева Кромского уезда (300 жит.). Близ Вендерева к рч. Озерной развита толща песков с гнездообразно разбросанными в них белыми и розоватыми песчаниками-жерновиками, разрабатываемыми на жернова. Этот пласт может быть относится уже не к меловой, а к третичной системе. В 1 вер. далее Вендерева железный путь достигает второй станции Макеевки. С. Макеевка, расположенное близ станции, имеет свыше 2. 000 жит. Это село принадлежит к волости с. Кароськова (Козьмодемьянского), расположенного ниже по Оке, верстах в 4 и имеющего свыше 2.000 жит., волостное правление, школу, лавки и ярмарки. Село это замечательно по приготовлению жерновов (см. выше, стр. 249). Верстах в 2 ниже Кароськова по Оке лежит с. Семенково, принадлежащее к той же волости и имеющее 2.000 жит. Верстах в 10 к северу от Семенкова, ниже его по Оке, расположено с. Шереметево (Алексеевское), — одна из шереметевских вотчин, имеющая ныне 2.400 жит. и в эпоху освобождения крестьян принадлежавшая гр. Д. Н. Шереметеву, владевшему здесь 2. 800 дес.
Возвращаемся к Зиновьевской ветви. От Макеевки в 11 вер. железный путь достигает с. Зиновьева (до 1.000 жит.) на рч, Гостомле, притоке р. Ракитни. Село это замечательно по месторождениям прекрасной железной руды — сферосидерита, залегающей гнездами в глинистых слоях юрской системы. Добыча ее производилась здесь в прежние времена, после исследования проф. Иностранцева, а затем была заброшена вследствие отдаленности от железного пути. Ныне, с проведением специальной Зиновьевской ветви, эта добыча снова оживится. В окрестностях Зиновьева, в бассейне р. Ракитни хорошо развиты песчаники и пески верхнего отдела меловой системы (сеноманского яруса) с фосфоритами, разрабатываемыми для починки проходящего невдалеке Курско-Орловского шоссе. Эта толща песчаников покрывается толщей верхнемеловых рухляков (по-видимому, туронского яруса), в которой между прочим найдены характерные окаменелости — верхнемеловые устрицы. Pocten, плеченогие Terebratula и белемнителли. В верховьях р. Ракитни, верстах в 10 на ю.-з. от Зиновьева, лежит с. Сомовец, имеющее до 1.500 жит., лавки и 2 ярмарки в году. Село это в эпоху освобождения крестьян принадлежало Ф. Ф, Пантелееву, владевшему здесь около 5 тыс. дес. земли.
От Зиновьева железный путь отделяет две ветви: одну 7-верстную на с.-з., к с. Добрыни (100 жит.) и другую 5-верстную на с., к с. Гостомль (до 1500 жит.). Около обоих этих сел возникают ныне разработки сферосидерита и фосфоритов.
От Добрыни идет сначала большая дорога, а затем Орловско-Курское шоссе в уездный город Кромы (10 верст). Верстах в 3 влево от этого пути находится с. Бельдяшкино на рч. Тишемли, имеющее до 3000 жит. и торжки. Село представляет один из крупных центров разведения конопли и маслобойного производства. Версты 3 не доезжая Кром, на шоссе находится с. Колчево, имеющее более 2. 000 жит. При Колчеве шоссе переходит мостом р. Крому и направляется в город Кромы.
_______ Конец статьи. Источник http://glasunovka.ru/zinovevskaya-zh-d-pgo-1902/
*****
Зиновьевская ветвь (Глазуновка - Дьячье). Путешествие по бывшей ветке. 2014 год
Почитать рассказ о поездке автора по местам прохождения бывшей ветки, а так же посмотреть фотографии можно тут:
www.orel-story.ru
*****
Карты и ссылки.
Схема железных дорог, 1915 год. (показан единственный разъезд на 20 версте. "34" - длинна ветки).
Карта Стрельбицкого, 1921 год.
Топографическая карта, 1983 год (реконструкция автора).
Билет на поезд от Глазуновки до Дьячье (1911 год. Источник: сайт http://sbchf.narod.ru/ ).
_______________________________________________________________________________________________________________________
__Узкоколейные железные дороги (УЖД)__
___Ст.Оптуха — г.Болхов — шахта Ленинская.___
Орловский и Болховские районы.
Годы эксплуатации: август 1944 - октября 1963
Полностью утрачена.
Подробнее о истории этой ветки можно прочитать на сайте http://bolhovujd.narod.ru/ в статье Максима Шаненкова «Забытый Болховский проект».
Карты и схемы.
1. Условная схема ветки. Реконструкция: Максим Шаненков.
2. Топографическая карта, 1969 год. Показана трасса разобранной ветки.
3. Ветка на топографической карте, ч.1. Реконструкция: Киреев Андрей; и американская карта времён Второй Мировой войны. Ветка на участке Оптуха - Болхов.
4. Ветка на топографической карте, ч.2. Реконструкция: Киреев Андрей (по данным, полученным в ходе поездок по трассе бывшей ветки). Требует дальнейшего уточнения. Ветка на участке Болхов - леспромхоз - шахты.
5. Карта Стрельбицкого, 1921 год. Показана проектируемая ж/д линия Орёл - С.Петербург, на участке от Орла в сторону Болхова.
6. Фото
___Белобережная УЖД___
В границах Орловской области: Хотынецкий район (Орловское полесье).
Годы эксплуатации: 1920-е — 1970-е годы.
Утрачена.
В районе железнодорожной станции Белые Берега в конце 1920-х годов было начато строительство Брянской ГРЭС, которое было окончено к 1931 году. Так-как основным видом топлива станции был торф от неё в нескольких направлениях разошлась сеть довольно протяжённых железных дорог. Одна из веток и пришла в Орловскую область, где заканчивалась в долине реки Вытебеть, в месте больших залежей торфа. Неподалёку от деревни Жудре вырос небольшой рабочий посёлок Жудерский. На УЖДв районе посёлка была устроена небольшая станция «Жудерская».
По воспоминаниям местных жителей УЖД в годы её работы пользовалась популярностью у пассажиров. В посёлке даже шутили, что живут они в Орловской области и не так далеко от райцентра — Хотынца, но вот в этом самом Хотынце они почти не бывают из-за отсутствия хорошей дороги. Но зато постоянно ездят в Брянскую область в райцентр Белые Берега, куда и идёт от них железная дорога. Когда её закрыли для постоянной эксплуатации по ней ещё некоторое время ездили самодельные «пионерки» местных жителей и работников связи (вдоль ветки шла связевая линия) и её приходилось обслуживать.
В 1990-х ещё можно было найти рельсы в дальних уголках Национального парка «Орловское полесье», но в начале 21 века уж слишком дорого стал цениться чермет и ветку, вероятнее всего, теперь разобрали полностью. А ведь и правда, теперь трудно поверить, что когда-то железная дорога была связью с внешним миром для жителей нескольких деревень. Расположенных на территории Национального парка.
В 2012 году автор побывал в районе предполагаемого пересечения этой линии с нынешней автодорогой ведущей к озеру «Старое». Так же прошёл с километр в сторону. Трассу ветки очень тяжело угадать, хотя, то тут, то там да и идёт просека в лесу или виднеется небольшая прямая узкая насыть.
Карты:
Топографическая карта, 1996 год Показана ветка в пределах Орловской области (Хотынецкий район).
Фото Место бывшей станции Жудерская. Автомобильная дорога проходит по насыпи бывшей ветки.
___Ст.Охочевка - ст.Колпны___
В границах Орловской области: Колпнянский район.
Годы эксплуатации: 1899 перешита на широкую колею, возможно, в конце 1940-х годов.
Перешита, действующая.
По дате перешивки. Автором был пройден пешком некоторый отрезок этой линии порядка 12 километров. На ветке встречались рельсы 1952 года выпуска. Они могут говорить о дате укладки широкой колеи.
Атлас железных дорог, 1915г..
Атлас железных дорог, 1943г..
Фото (современный вид).
___Ст.Верховье - ст.Ливны___
Верховский и Ливенский районы
Годы эксплуатации: 1871 — 1898 годы.
Перешита, действующая.
Подробнее о истории этой ветки можно прочитать на сайте http://opravda.ru/news.php?extend.5466 в статье Максима Шаненкова «Ливенская стальная кормилица».
Карты:
Карта железных дорог, 1893г.
Фото (современный вид).
___УЖД исправительной колонии ЯИ-22/5___
Пгт. Нарышкино.
Годы эксплуатации: середина 1960-х — середина 2000-х.
Постепенно разбирается (на 2012г.).
Служила для подвозки сырья на кирпичный завод, работавший при колонии. По мере закрытия и освоения участков большого песчаного карьера дорога с годами немного переносилась и имела несколько небольших ответвлений. Насыпи этих ответвлений можно найти и сегодня.
Топографичаская карта, конец 2000-х годов (УЖД дорисована на карту автором данной странички)
Схема землепользования и застройки пгт. Нарышкино. 2011г.
Фото (последние уцелевшие участки).
___УЖД Шаблыкинского кирпичного завода___
Пгт. Шаблыкино.
Годы эксплуатации: ???
Информация об этой УЖД сохранилась только в воспоминаниях автора из детских лет. Отрывисто помнится сама территория завода не огороженная забором и непривычно маленькая колея рядом с заводом, которая шла сквозь поле с высокими посевами. А из поля, метрах в 30-ти в просеке колеи, выглядывала «морда» тепловоза. Какого, я конечно не вспомню теперь. Другую информацию по этой дороге пока найти не удалось.
___ Ст.Колпна — ст.Змиёвка___
Небольшое описание проекта строительства этой дороги дано в книге: М.А.Шаненков, А.И.Кондратенко «Орловские магистрали», 2006г. (материал подготовлен на основе работ краеведа А.М. Полынкина). Вкратце: строительство этой железной дороги начали фашистские оккупанты в 1942 году. Линия была необходима, как надёжный способ доставки боеприпасов и вывоза материальных ценностей из страны. Российское бездорожье не позволяло делать это в требуемом объёме. И к тому же один из конечных пунктов ветки - Змиёвка, была довольно крупным опорным пунктом немцев. Предполагаемая длина — 70 км. Ориентировочная трасса: Колпна — Топки — Змиёвка. Всё что успели построить это небольшой отрезок насыпи и несколько мостов. В 1943 году строительство линии было прекращено.
Карты:
Топографическая карта, 1983г. (показана трасса бывшей ветки от Колпны).
___ Ст.Мценск — Кирпичный завод___
г.Мценск
Годы эксплуатации: середина 20в. - конец 1980-х годов
Длина: 1,5 - 2км.
Служила для подвозки сырья на кирпичный завод. Закрыта ввиду снижения объёмов производства работ и перехода на другие способы доставки грузов. К тому же, рядом проходил подъездной путь обычной колеи.
Топографическая карта, 1980-е годы.
_____________________________
Статью подготовил: Kиpeeв Aндpeй. 2012-2014г.
© Данный материал опубликован авторами сайта только на этом сайте.
Фотографий на странице: 0